[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
На наших страницах есть пара снимков из истории города, где мы видим непонятные сооружения с купольным завершением крыши. Один и второй. Если «порыть» фотоархивы, без труда найдётся ещё, к примеру, вот ... Но пока довольно. Давайте попробуем, наконец, понять, что же такое мы видим. Прежде всего нужно понять, что первые два снимка имеют происхождение от фотоальбомов – презентаций двух русских железных дорог, Курско-Харьковско-Азовской (цветная, или раскрашенная) и Владикавказской (черно белая панорама всего Ростова). Это сегодня, во времена государственной монополии (уже вновь, частично утраченной), для нас существует одна лишь «РЖД», а во времена, когда железные дороги только-только появлялись, их строили «частники». Со временем, когда частная дорога входила в стабильный ритм работы, когда её владелец уже успел «отбить» вложенное в неё, лет через 20, дорога становилась уже безвозмездной собственностью государства, а пока в России существовало множество разрозненных «железок», соединённых в единую сеть. Альбомы, к сожалению, как многие другие фото старых лет, не имеют конкретной датировки. Обе дороги пришли в Ростов в разное время. Самая первая железная дорога появилась в Ростове ещё в феврале 1868 года. Это был первый участок Воронежско-Ростовской дороги. Он вошёл в территорию города по набережной Дона со стороны г. Нахичевани и заканчивался в створе Богатянского спуска (переулка). К 1870 году в городской думе разразились самые настоящие «бои» за остальную прибрежную полосу города. Обжившие эти места купцы, получавшие и отправлявшие свои грузы рекой, яро противились продлению «железки», которая пока, в силу ограниченности своей длинны, работала в основном лишь, как поставщик угля в город от нынешнего города Шахты. Только «добровольно-принудительный» порядок позволил выполнить это продолжение. Не в даваясь в глубокое изучение истории прихода в Ростов остальных дорого, скажем, что к 1876 году в городе уже были все они – бывшая Воронежско-Ростовская, теперь, Козлово - Воронежско-Ростовская, Курско-Харьковско-Азовская и Владикавказская. В январе этого года было объявлено о прекращении пассажирского движения Козлово - Воронежско-Ростовской дороги по береговой линии, и о соединении пассажирских линий всех этих дорог на общем вокзале, который до сих пор обслуживал только одну - Владикавказскую дорогу. Теперь, в свете всего известного, попытаемся более точно датировать фотоальбомы железных дорог. Сегодня утверждается, что Курско-Харьковско-Азовская пришла в Ростов 23.12.1869 года. (это обложка того самого альбома-презентации) В это время она заканчивалась не в Азове, как говорило название дороги, и не в Ростове, куда она, в принципе, направлялась. Конечной её точкой по пути к Ростову была станция Гниловская на месте, арендованном у станицы под ж.д. станцию. (на фото не вокзал, а т.н. паровозный сарай станции – по современным понятиям, депо. Более подробно для интересующихся этой темой, напомню материал о Гниловской станции здесь) 1892.05.07 – «Перемена названия станции. С 1.07 с.г. станция «Гниловская» Курско-Харьковско-Азовской ж.д. переименовывается в «Ростов-Азовский» («Приазовский Край»). Это место мы сегодня знаем, как станцию – тёзку нашего сайта, «Ростов-берег». Сегодня утверждается, что старый ж.д. вокзал г. Таганрога был введён в эксплуатацию в 1869 году. Да, это не Ростов, но как раз на этом фото мы видим завершение строительства здания Таганрогского вокзала, и это ещё одна точка отсчета, позволяющая датировать фотоальбом Курско-Харьково-Азовской дороги. Итак, серия Ростовских снимков из этого цветного альбома, вполне определённо может быть отнесена именно к концу 1860-х, возможно, самому началу 1870-х г.г. Из ростовских фотовидов, в этом альбоме представлены четыре. Станционное здание, что мы уже видели, которое, кстати, до сих пор сохранилось, при том в отличном состоянии, это только первый из них. Второй снимок, это обзорный вид города, упрощенно сказать, с высот нынешнего памятника Стачке 1902 года. Здесь ещё нет ни железных дорог, ни мостов, и почти ни чего, что можно было бы распознать или понять как точки привязок снимка к месту. Наверное, единственный нам известный ориентир – Никольская церковь, блёклое изображение которой мы видим справа слегка с её южной стороны. Попробуем понять место, взглянув на план города: Это перевёрнутый фрагмент плана города из справочной книги за 1880-й год. Квартальная разбивка показанная на городском плане всего лишь через 10 лет после этого снимка показывает (а может быть, лишь предполагает) полную застройку всех дворовых мест. Но на 1870-й здесь из самых «тяжелых» построек могла быть лишь фабрика Николая Ивановича Чурилина , основанная 7 лет назад. Здание городской почты, оно каменное, но при большом дворе почтовой станции, само довольно маленькое, тем более, в сравнении с «пищевой фабрикой». Вдали видны ещё каменные постройки, но что это и чьи это владения? В неполной уверенности от того, как я понимаю объекты этого снимка, я эти объекты обозначаю под знаком вопроса. Ещё один снимок показывает дельту реки Темерник при её впадении в Дон. Место вполне понятно. Фотоснимок сделан, практически с той же точки, что и предыдущий. Наличие построек, так же, минимально, нет железных дорог и моста через Дон. Домов не много но есть дома «крепкие». Правый берег Темерника заставлен лодками рыболовов. Предполагаю, что на ближнем плане мы видим жерло известково-выжигательной печи. Таковая здесь тогда была, вроде бы, только у одного фабриканта – г-на Плугатырёва. Если моё предположение верно (а я почти уверен в этом, исключая только фактор не знания о чём-то ином), то далее идут дырявые камышовые крыши длинного «Z»-образного сарая для выстойки и сушки кирпича перед обжигом, кирпичного завода этого же владкльца. Кирпичный завод Плугатырёва, многие сегодня считают самым «долгоиграющим» в истории города. Говорят, что он существовал с 1830 года по самый конец «старой эпохи». Сегодня это место находится под насыпью «Стачкина» моста, что на пути из Большого города на Западный микрорайон (правда, сегодня он не такой уж и «МИКРО»). Снимок в альбоме сопровожден подписью «Вид на донскую пристань в Ростове». Не могу сказать точно, что это была за пристань такая, но в краеведческих книгах утверждают, что как раз на стрелке Темерника и Дона находилась в то время Ростовская таможня. Вполне возможно, что в том небольшом – немаленьком, но каменном одноэтажном доме, что стоит на мысу, 11 июня 1869 года был выписан вот этот документ. Довольно забавный документ. Те, кто интересовался историей Таганрога, да и вообще, историей торговых взаимоотношений с зарубежьем в старое время, думаю, обращали внимание на то, что в окрестностях портовых городов с таможнями всегда устраивали т.н. карантины – место где пришедшие из-за рубежа проживали некоторое время с целью доказать, что они не несут для России опасности, как лица, подверженные какой либо заразой. В ростовском документе наоборот, турецкоподданному подтверждают отсутствие в Ростове острых заразных заболеваний. Наконец 3-й снимок, самый насыщенный, самый интересный и самый труднообъяснимый. Это тот самый, что уже был размещён на наших страницах и полного и рационального объяснения месту съёмки не получил. Напомню его и помещаю здесь для полноты всей картины. Снимок очень интересен и я сам, разглядывая его, неоднократно менял о нём мнение. И вот недавно вновь в личной переписке возник разговор о этом снимке. Об этом и нескольких ещё других, интересных. Именно на них я и сделал ссылки в самом начале этого материала. Но время идёт и возникший в нашей переписке вопрос, кажется, наконец, нашел свой ответ. Однако, посмею ещё некоторое время «поморочить Вам голову», уважаемый Читатель. Мысль к которой мы с моей коллегой пришли, требует некоторого обоснования, поэтому ответ на все вопросы будет не сразу и сейчас. Для компании полистаем и ростовские страницы второго железнодорожного фотоальбома, подаренного нам судьбой и правлением Владикавказской ж.д. Любая поездка на поезде начинается с вокзала и первым снимком в этой серии будет вид на весь ж.д. узел с холмов Затемерницкого посёлка. Камышовые крыши небогатых домов - мазанок. В самом начале посёлка, сразу за железной дорогой, Главные мастерские железной дороги. За тем, после перронов, вокзал и различные станционные постройки. Удивительно, но некоторые из них сохранились до сегодня. Товарные дворы, складские и багажные амбары, за которыми река Темерник и далее…, городская окраина, на которой лишь несколько производственных построек, да кладбища… Очень колоритный кадр. Подходим к вокзалу. Территория Привокзальной площади всё ещё не устроена. Это самый ранний вид этого здания. Все последующие виды будут содержать всё новые и новые пристройки, надстройки, шпили, часы и прочее. Привокзальная площадь. Вот как раз эти два здания, что на этом снимке слева сегодня стоят на том же месте, соединённые между собой общей центральной вставкой. Интересна вообще и композиция снимка. Вот так же, как и тогда, сегодня здесь так же лежит полотно дороги, приподнятое на насыпь. По нему ростовские электрички каждый день «убегают» на север области и в Таганрог. Поезд отъезжает на юг. Вид из окна, это уползающий куда-то назад, город. Следующие 2 снимка, это склеенная из двух фото, панорама всего города со стороны реки Дон. Самый ближний здесь объект – мост Владикавказской ж.д. через Дон. Фактически взгляд на город выполнен прямо с него. Мы видим каменную опору поворотной секции моста с какими-то механизмами, вероятно, для фиксации секции после поворота. Стремянка, вероятно, предназначена для того, что бы работник моста после поворота этой секции, мог подняться на неё. Подняв взгляд от самой дальней точки бетонной опоры, на горизонте различаем шпиль и купол колокольни старой Никольской церкви. А на берегу дома, домики и здания самого различного назначения. Самый первый, возможно тот же самый, что в фотографиях Курско-Харьковско-Азовской ж.д. я счёл за здание таможни. Дальше лесные пристани. В разное время там были базы самых разных купцов. Наиболее старым из них, наверное был лесной склад Мухина П.Д., а самым долговременным, Максимовых. И амбары, амбары, амбары… Возвышается громадина собора (с 1860 г.), к которому ещё не пристроена колокольня (после 1880-х), чуть дальше за собором, дом всё тех же Максимовых (с 1867 г.)…. Чащоба мачт, зимующих небольших кораблей, а в самой дали на горизонте ещё пара куполов, и совсем уж далеко, город Нахичевань н.Д. с высотками армянских церквей. О куполах соображения есть, но пусть все они, как и купола первого фотоальбома, будут расписаны во второй части статьи… А сейчас поезд уходит всё дальше и дальше. И только с кондукторской площадки заднего вагона виден сам мост. Утверждают, что история этого моста начинается с 1875 года…. А вся серия фотографий этого альбома, если сопоставить все даты появления знаковых сооружений с этих снимков, сходится к периоду от 1875 до 1880 года. Всё, до встречи во второй части! Источники: Личный архив, подарки друзей, | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (29.03.2018) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2817 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | |
| |