[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Статья, название которой в титуле этой, ЗДЕСЬ В течение уже многих лет в Ростове сносят старинные дома, среди которых есть уникальные здания, настоящие памятники архитектуры прошлых столетий. Законы нового времени позволяют теперь купить у государства практически любое строение и сделать с ним все, что заблагорассудится. Владелец может перестроить, надстроить и даже снести здание, состоящее в реестре памятников культурного наследия. А если очень хочется, то можно волшебным образом вывести его из реестра, как бы случайно поменяв адрес. Хорошо, если владелец сохранит, хотя бы его внешний облик, но, как правило, несчастное здание отдается на потребу бомжам и атмосферным осадкам на несколько лет, а потом, под предлогом крайней ветхости, сносится. Так произошло с известным домом - водолечебницей Ильи Галилеевича Рындзюн на ул. Социалистической, 94. Здание, построенное в конце девятнадцатого века, после отселения жильцов, довольно долго простояло бесхозным, горело, не то по заказу, не то случайно, отчего у него обвалились перекрытия. Наконец было обнесено строительным забором и осторожно разобрано. Осторожно, потому что своей тыльной стороной оно примыкало к другому зданию, расположенному по ул. Серафимовича, 89, построенному уже в 1913 году известным архитектором Леонидом Федоровичем Эбергом. Оно было пристроено и соединено внутренними лестницами с домом по ул. Серафимовича 91. Вместе все три строения принадлежали Матильде Борисовне Рындзюн – жене врача Ильи Галилеевича, образовывали общий двор и по периметру соединялись друг с другом. Когда стали разрушать здание по ул. Социалистической 94, возникла угроза обрушения дома на Серафимовича 89, а за ним и дома 91. А в этих двух домах еще живут люди. Пришлось оставить кусок бывшей водолечебницы в качестве подпорки, теперь безобразно выглядывающей из-за забора. Здание водолечебницы нуждалось в реставрации как памятник культурного наследия, но для чиновников, считающих подобные дома рухлядью, оно никакой ценности не представляло. Поскольку сразу снести его из-за волнения общественности не представлялось возможным, оставалось ждать, когда бомжи и стихии сделают свое дело. И сколько бы разговоров и споров на эту тему ни разгоралось, итог один – снос. Еще совсем недавно общественность восстала против совершенно наглого разрушения здания ростовской киностудии по улице Красноармейской. Здание ростовской киностудии было возведено в 1952 году в период восстановления Ростова после войны не менее известным архитектором, Львом Леонидовичем Эбергом – сыном Леонида Федоровича Эберга. В это время большинство зданий строилось в стиле неоклассики. Красивые, прочные, надежные, способные простоять не менее века, именуемые в народе «сталинками», с самыми дорогими по цене квартирами, они являются символами своего времени и, безусловно, памятниками культурного наследия. Однако здание киностудии таковым не считалось. Но ведь строение не такое уж и старое. Сейчас речь, в основном, идет о сохранении домов, построенных до 1917 года, потому как сносятся они в угрожающем количестве, надолго оставляя после себя безобразные пустоты. Порой, непонятно, для чего сносить здания, если потом на их месте ничего не строить. Места эти, обнесенные заборами, зарастают бурьяном, превращаются в мусорные свалки в центре города. На той же улице Красноармейской, где располагалось здание киностудии, в этом и соседних кварталах тоже есть незастроенные дыры, совсем не украшающие улицу. Вместо того, чтобы заставить владельцев этих участков что-либо построить или хотя бы привести их в порядок, выдаются разрешения на снос все новых и новых строений под предлогом «угрозы жизни и здоровью граждан». Именно такую формулировку озвучил чиновник от архитектуры, когда зачитывал результаты экспертизы состояния здания киностудии. Не поднимая глаз от бумажки, он сообщил, что нынешний владелец строения, оказывается, купил его для того, чтобы привести в порядок, но в виду крайней ветхости его перекрытий и невозможности их ремонта, он решил построить на его месте другое, семиэтажное офисное здание, которое будет гармонировать с окружающей исторической застройкой. Когда Министерство культуры продавало здание киностудии частному лицу, а кто-то давал разрешение на снос, никто из них не думал, что этот акт вандализма вызовет такую волну возмущения у ростовчан. А хозяин, либо предупрежденный, либо сам уразумевший, что если нет здания, нет и проблемы, в ночь на праздник 23 февраля, ринулся сносить крепкое , без единой трещинки, строение, дабы уже никто не смог опровергнуть результаты представленной им экспертизы. Вслед за этим событием срочно был созван, так называемый, «круглый стол», где чиновники, допустившие варварский снос здания киностудии, должны были объяснить собравшимся, почему это произошло. Было заметно, что им не нравились неудобные вопросы. ИО главного архитектора снова сослался подготовленную владельцем документацию и заверил всех, что действовал исключительно в рамках законодательства. А чиновница - специалист по охране памятников культуры охотно и подробно, рассказывала, как бюрократично продолжителен и волокитен процесс выявления и закрепления за строениями статуса «Памятника культурного наследия». Попутно она рассказала, почему приходится сносить здания, уже имеющие этот статус. Оказывается, проблема в том, что они очень ветхие, и в качестве примера привела снесенную в 2014 году водолечебницу Рындзюна, у которой обвалились перекрытия, умолчав при этом, сколько лет она простояла брошенной на произвол судьбы, словно все эти годы у нее не было хозяина. А потом она добавила, что и другое строение, когда-то принадлежавшее М. Б. Рындзюн, на ул. Серафимовича 89, кстати, уже являющееся памятником культурного наследия, тоже рухнет, когда на месте снесенной водолечебницы начнется строительство. А строительство не начнется, пока дома 89 и 91 тоже не будут снесены, т.к. их подпирает недоразрушенный кусок строения 94 по Социалистической улице. Другими словами, эти дома приговорены. И не имеет значения, состоят они в реестре памятников архитектуры или нет. Непонятно, что заставляет властные структуры, вместо того, чтобы сносить строения, уже не имеющие признаков культурного наследия, которых еще предостаточно в центре Ростова, с упорством, достойным лучшего применения, разрушать памятники истории? Рядом со зданием киностудии, помимо, незастроенных пустот, в соседнем квартале много одноэтажной застройки, совсем не украшающей одну из центральных улиц Ростова. Такое отношение к культуре родного города сопоставимо с вредительством, с которым необходимо жестко бороться. Вредительство заключается не только в сносе исторических зданий. То самое заключение экспертизы о ветхости здания кинохроники попадет в итоге в анналы истории, осядет в архивных папках. И через несколько десятков лет краеведы, изучающие застройку Ростова 1950-х годов, найдут этот липовый документ и будут недоумевать, как здание той эпохи, за не очень большой срок, могло стать таким ветхим, что стало угрожать жизни и здоровью граждан. Можно добавить еще памятники культурного наследия, обезображенные неумелой и непрофессиональной реставрацией. Отреставрированные до неузнаваемости, но оставаясь де-юре культурными памятниками, они перестают быть ими де-факто. Всем известно, что во время войны Ростов сильно бомбили. Пострадало и исчезло с лица земли много исторических зданий. Мы можем любоваться ими теперь только на фотографиях. На снимке центральной части Ростова, сделанном с высоты, пустые, без крыш и перекрытий, коробки домов. Но ведь восстановили же! И это в условиях послевоенной нехватки материалов. Что же происходит сейчас? Нет материалов спасти памятник архитектуры? Или денег жалко? Или деньги получают за снос? Часто говорят о том, что в Ростове нет достойных памятников архитектуры, а вот в Москве и Питере они есть. Хочется напомнить, что мы живем в Ростове, и у нас свой исторический облик, свое лицо. С каждым годом, здание за зданием, мы его неумолимо лишаемся. Печально, если останется любоваться им только на фотографиях. Источники: Справочник "Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону, СМИ. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (25.03.2015) | Автор: Игнатова Елена | |
Просмотров: 3212 | Комментарии: 4
| Теги: | |
Всего комментариев: 4 | ||
| ||