[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Порадовали на днях по телевизору, объявив, что во вторник у всех ростовских евреев, приемлющих иудейство, начинается неделя большого праздника, Пейсаха. По-русски, видимо, еврейская пасха. Почему порадовали? Да потому, что прозорливые наблюдатели всегда отмечали, что еврейская пасха, это сумасшедший ветер на неделю, если не больше, а у нас, судя по погоде, этот праздник уже идёт дней 15, поэтому, думаю, наконец-то ветер стихнет и к нам заявится самая настоящая весна. На столь же несерьёзной ноте буду я продолжать этот свой рассказ. Дело в том, что я не являюсь большим специалистом в религиозных культах вообще, но кое о чём в курсе. Кое, что могу и «переврать», сам того не желая, т.к. самую подробную лекцию о смыслах всех еврейских религиозных праздников удостоился послушать уже почти год назад и наверное, многое уже не помню или помню, но как-то, не так. Евреи, народ с непростой судьбой. Их всё время кто-нибудь преследовал, угнетал, изгонял и т.п., тем не менее, они умудрялись вживаться в самые различные общества в разных странах. Вероятно, именно эта их специфика и сплачивала их в свои обособленные общины, где они соблюдали собственные обычаи, помнили сами и обучали своих детей преданиям своих предков, оказывали взаимопомощь и редко-редко случалось, что именно еврей был инициатором какого либо скандала в отношении представителей других наций. Последнее не голословно. В тех же «Ведомостях…» регулярно печатались списки уголовных и гражданских дел, предназначенных к рассмотрению городскими судами и судя по фамилиям истцов и ответчиков я уверенно могу это утверждать. При этом и в России еврей считался не просто инородцем, а был вообще, лицом, подлежащим особому полицейскому учёту, регистрации, проживание которого в городе ограничивалось некими квотами и условностями (вспомним знаменитые книжки «Алфавиты евреев, проживающих в г.г. Ростове и Нахичевани н.Д.»). Ограничения были в правах поступления в учебные заведения, на службу при должностях и т.п. В конце 1880-х, когда Ростовский округ было решено оторвать от Екатеринославской губернии и передать Области Войска Донского, у евреев было начались чёрные дни … Дело в том, что донцы себя постоянно называли людьми особого ранга и право проживать здесь хоть евреям, хоть армянам, хоть кому либо ещё, практически, не предоставлялось. Их всех ждало отселение, …но тут сыграла свою роль долголетняя связь еврейской общины города с остальным населением и лояльность ростовчан к ним. Ростов – город не военный, а торговый и промысловый. И если для Войска Донского было важно отсутствие иноверцев, то в Ростове евреи уже успели и обзавестись множеством прибыльных производств и торговых дел, многие были настолько образованы, что стали юристами, членами городского самоуправления, … стали работодателями для людей разных других национальностей. Если уж властям было угодно для удобства управления передать его другому административному управлению, то станет ли оно заведомо портить собственную статистику?.... и 22 февраля 1887 Ростов направляет письмо в Область: «Город Ростов, есть пункт исключительно торгового, промышленного и фабричного характера, и его население, в этом отношении, весьма отличается от населения Области, к которой Ростов предполагается присоединить. Торговые и промышленные обороты города доходят до 150.000.000, а обороты банков в нём действующих, до 600.000.000 руб. в год. В этих громадных оборотах принимают участие не одни русские, но и так же, иностранцы и евреи. Выселение из Ростова 10.000 евреев, которым жительство в Области Войска Донского не допускается, имело бы весьма грустные последствия, как для города, так и его обитателей. Торговля и промышленность не делают различия между национальностями и дают дело каждому, кто хочет трудиться на пользу общую. В области Войска Донского городов нет, а потому сравнение присоединяемой местности с порядками, существующими в Области, грозило бы лишением нашего общего города благ Городового Положения. На этих основаниях Городская Дума постановила: повергнуть перед Государем Императором всеподданнейшее ходатайство о принятии настоящих соображений во внимание при окончательном обсуждении вопроса о присоединении в тех видах, чтобы оно не влекло за собой лишения г. Ростова н.Д. Городового Положения и всех тех учреждений, той свободы в торговле и промышленности, которым Ростов обязан своим развитием и которое, принося громадную пользу Государству, не могут не выносить стеснений без ущерба для хода коммерческих дел. И чтобы действующая для городов всей Российской империи законоположения не были по случаю присоединения, изменяемы»…. Письмо сделало своё дело, ростовские евреи остались неотъемлемой частью населения города. Наверное каждый, интересующийся историей города знает немало фамилий, без которых историю Ростова и Нахичевани представить невозможно. Адлеры, Басы, Волкенштейны, Герберы, Гнесины, Минцы, Перлины, Пляты, Тиктины, Хосудовские, Шифрины … весь алфавит был с их именами. Это имена «громкие». А сколько ещё было «тихих»? В ежегодных «списках купцов и мещан г. Ростова, а так же причисленных из других городов, подлежащих воинской повинности в призыв … года», среди всех, всегда выделялась заметная группа лиц еврейской национальности. Люди из нашего времени утверждают, что первая в Ростове синагога возникла не позже 1855 года. Лично я думаю так, что произошло это существенно раньше, т.к. когда решался вопрос о строительстве новой синагоги, ту уже называли старой и обветшалой, грозящей завалиться. У меня, кстати, есть один из косвенных фактов о существовании синагоги ещё в 1835 (!!!) году. Была она на том же месте, где и сегодня стоит … кожвендиспансер. Для тех, кто не в курсе, скажу – нет, это не шутка и не прикол. Здание главной ростовской синагоги сегодня эксплуатируется именно этим учреждением. Сперва здесь была самая старая, в 1866 г. возникло решение о строительстве новой главной синагоги и здания еврейской больницы при ней. Потом было 1-е сентября 1869 года. Газета «Ведомости Ростовской … думы» описывает события этого дня: «Празднование 30 Августа. В этот день, по случаю тезоименитства Е.И.В. Государя Императора и Е.И.В. Наследника Цесаревича, в 9 часов утра все местные должностные лица собрались прямо в собор на литургию, а граждане, в городскую Думу, оттуда с городским знаменем и значками ремесленных цехов отправились в собор. По окончании молебствия произведен был на соборной площади , в присутствии командира 4-й резервной артиллерийской бригады полковника Пражевского П.И., церковный парад войскам, расположенным в г. Ростове н.Д. Парад начался приветствием к солдатам полковника П.И.Пражевского с торжественным днём и дружное «Ура!» было ответом на поздравление. По окончании парада от Городского Общества было поднесено нижним чинам по стакану вина и белый хлеб. Из собора все должностные лица и многие из граждан отправились в новую Еврейскую Синагогу для освящения её. По провозглашении на еврейском языке многолетия возлюбленному Монарху и всему Царствующему дому, спет был хором Еврейских певчих Русский народный гимн «Боже! Царя храни!». И вот эта самая, ближняя к нам по снимку часть здания, это то самое. Построенное к 1869 г. здание. Строили его, кстати, не только евреи. Главным её строителем был, кто бы Вы думали? 1867 год. Обращение Еврейского Общества к Ростовскому Городскому Голове А.М.Байкову: «в 1-м году Вашего вступления в должность Городского Головы, в числе прочих полезных деяний, … Вы приняли участие в постройке тёплого молитвенного дома, обязанного своим успешным устройством Вашему поощрению и попечению … Теперь Еврейское Общество приступает к постройке синагоги, при чём нам опять необходима поддержка сильной руки, нужен совет и поощрение. Почему всё здешнее Еврейское Общество единогласно просит Вас, Андрей Михайлович, благоволить принять на себя звание попечителя по постройке синагоги. Соглашаясь на эту просьбу, Вы ознаменуете второе 3-хлетие Вашего Управления таким богоугодным делом, которое не изгладится из памяти нескольких наших поколений. …». Он согласился. Была создана серьезная комиссия, контролировавшая ход и качество работы, а так же расход средств по строительству. Отчёты комиссии регулярно публиковались в газете. Ниже пример одного из них. Кстати, приглашаю обратить внимание на подчёркнутую в этом отчёте, строку. Источники финансирования, как видим, были в прямом смысле, «с миру по нитке». Правда, нитка, в данном случае была очень уж похожей на шнур : ). Строительство здания новой синагоги оказалось весьма своевременным. Она сама, по ветхости обрушиться не успела, но при её разборке произошла беда. Завалилась каменная стена, накрыв собой бригаду каменщиков – крестьян из дальних губерний, приехавших в Ростов на заработки. 1866 год: На сколько я могу судить, при полном отсутствии социальных и медицинских страховок для рабочих тех лет, община довольно порядочно поступила с их семьями… Как бы там ни было, в 1868 году был опубликован отчет об окончании постройки здания и о долгожданном открытии новой синагоги. Насколько я понял из той лекции на экскурсии по сегодняшней Ростовской синагоге, что упомянул в начале статьи, у евреев не понятия «церковь», как у прочих конфессий. «Дом бога», он должен быть один, и находится он в Иерусалиме (? -Не уверен, не твёрдо помню). На местах же, в любой местности, то, что мы называет синагогой, по сути является молитвенным домом, т.е. зданием, куда люди могут прийти для полноценного оправления своих религиозных нужд и обрядов. Это, одновременно и некое подобие клуба, куда люди приходят приобщиться к празднованиям общинных праздникам. Здесь люди радуются, поют, общаются, едят праздничные кушанья. Но о обычаях мы еще успеем… Синагога представляет собой «квадратное здание, имеющее в длину и ширину по 9 саженей (19,2 метра по - нашему), вышина стен 18 аршин (12,8 м.), кроме купола, который имеет 3,5 аршина (2,5 м.) вышины, в диаметре 16 аршин (11,4 м.), с 16 окнами вокруг. Стены здания имеют по 4 окна каждая, кроме восточной стены, имеющей только 2 боковых окна. Для входа синагога имеет в середине западной стены 2 двери, для входа в женское отделение – на хоры – сделано по бокам той же стены по одной двери. Хоры для женщин устроены внутри. Синагога помещает в себе 352 места, а женские хоры 190 мест». А пока строилась новая, а старая синагога уже прекратила своё существование, для молитвенных нужд был нанят отдельный частный дом. Вернее, Общество воспользовалось предложением одного из своих членов, а именно, раввина г. Гнесина, не требовавшего за предоставление дома ни какой оплаты. Решено было лишь «на время же сентябрьских праздников, если помещение это окажется недостаточным, нанимать более просторный дом». Практика найма домов под нужды общины была не разовой. Дело в том, что как бы ни была просторна новая синагога, а вместить в себя всех желающих она была не в силах. Шутка ли сказать – уже в 1858 году еврейское население только Ростова составляло 2.252 человека! Тот принцип, что кто захочет, тот придёт пораньше и займёт себе место, здесь не работает. В синагоге существовала практика (а возможно есть и сегодня?) продавать места для молящихся. И, конечно, если некто заплатил за «тёпленькое» место в центре зала при кафедре раввина, то только он там сидеть весь год и будет. В Ростове существовал ещё один дом молитвы Еврейского Общества. Это был дом со сложной судьбой. Как и в русском гражданском обществе, делившемся на коммерческое, купеческое, мещанское, ремесленное и другие общества поменьше, так и еврейское общество было не однородно. В Главную ростовскую синагогу были вхожи, я наверняка этого не знаю, но полагаю, самые состоятельные люди. Ростовское ремесленное общество для своих нужд организовало собственный молитвенный дом. Он находился в арендуемом здании на углу нынешних улицы Станиславского и Газетного пер. (интересно, не из-за этого ли улица Станиславского несколько лет в 1930-х носила имя бывшего ростовского партийного деятеля, Гольмана?). Это был собственный дом известного в городе, как тогда именовали, «подрядчика», а по сути, содержателя строительной конторы, Геронимуса Израиля Моисеевича. Строил он мастерски и часто, помпезно. Автору этих строк довелось побывать в бывшем собственном доме его брата, на Московской улице и на следующем кадре Вы, уважаемый читатель, видите парадный вход в подъезд его дома. Сегодня он уже таковым не является. Эпоха уплотнений и коммуналок превратила тамбур парадного хода, в ванную комнату одной из квартир. Современные исследователи утверждают, что здание под молитвенный дом Геронимус приобрёл в 1894–м г., а в 1901-м построил здесь специальное здание, но это не строго так. По книгам описей недвижимости города, этот адрес в 1894 г. принадлежал другому лицу. Есть и ещё путаница в современных описаниях и реальной истории здания. Я не буду дальше заниматься сравнением этих материалов, а лишь опишу действительный ход событий так, как я сам его представляю. Что интересно, здание со времени, когда оно было ещё за прошлым владельцем, Керещиевым Мардиросом и уже при Геронимусе, до промежутка лет между 1906 и 1908-м оценки не поменяло. Т.е. оно было применено под молитвенный дом, вероятнее всего, ещё при старом владельце и сохранилось в том же самом виде, каким и было приобретено уже Геронимусом. И есть газетная информация, подтверждающая эту версию: 1891.09.03 – «Постройка нового молитвенного дома. Новый молитвенный дом, выстроенный еврейским обществом в память чудесного спасения Государя Императора и всей августейшей семьи от угрожавшей им опасности на ст. Борки К.Х.А.ж.д., приведён уже почти к концу, так, что в непродолжительном времени состоится освящение его и затем уже в нём будут совершаться обычные богослужения. При молитвенном доме будет так же и ремесленное училище, где будут обучаться разным ремёслам беднейшие еврейские дети бесплатно». В 1891 году этим домом Геронимус ещё не владел. Прошло время и пришел «чёрный» 1905 год. Это был год второго еврейского погрома в Ростове. История донесла до нас два вида дома Геронимуса. Первый из них – полноценное и добротное изображение синагоги ремесленников: На втором виде состояние этого же дома и домов рядом в октябре 1905-го: Какого года было первое изображение, неизвестно, но именно в этот период произошло некоторое уменьшение оценки. Небольшое, но изменение. Дом был отстроен заново, но вместо 4.400 руб. здание стало оцениваться в ровно 4 тысячи руб. Далее история здания продолжается в том же виде до 1913 года, когда Геронимусу, вдруг пришла мысль: «Приазовский Край» 1913.01.28 – «Домовладелец А.М.Геронимус выразил желание пожертвовать духовному правлению дом, занимаемый ныне на правах аренды ремесленным молитвенным домом. Собрание прихожан последнего постановило выразить г. Геронимусу благодарность и возбудить через г. градоначальника ходатайство перед министром внутренних дел о разрешении принять этот дар». В книге оценок недвижимости 1915 года дом уже записан не за Геронимусом, а именно за Ремесленным еврейским обществом, как синагога. Кстати, с этого времени она, приняв статус культового заведения, перестала облагаться налогом…. Говорят, здание простояло до 1942 года, пока в него не угодила авиабомба. Ну вот тут уже не знаю. Перед наши «подарок» военной поры – аэрофотоснимок немецкой работы, датированный мартом 1943 (!) года (выделено вверху кадра желтым овалом). На этом снимке здание синагоги совершенно целёхонькое (желтый овал ниже. Для облегчения ориентирования на местности на кадре выделен ещё одним кругом знаменитый бывший дом Максимова при центральном рынке Ростова. Как бы там ни было, но нашему поколению от этого дома довелось ещё некоторое время созерцать почему-то, сохранившуюся арку-кокошник со входа в синагогу, теперь служившую всего лишь частью стены и элементом украшения маленького продуктового магазина. Кстати, это, картинка - загадка. Нет, не в том смысле, что это я задаю Вам, читатель, загадку. Это и для меня тоже загадка. Если считать, что кокошник историчен, а не стилизация, то почему же он находится на северной стене павильоне? На фото ремесленной кокошник виден единственный и он находится на западной стороне здания. У меня ответа нет. Есть предположение, что историческое фото синагоги всё же относится к «допогромному» времени, а после её восстановления здание вид поменяло и кокошник появился и здесь (?)…. Но это всего лишь мысли вслух и ничего с фактическим материалом общего не имеет. Не исключено и то, что строители магазинчика на месте синагоги, всего лишь отдали ей долг памяти и соорудили этот элемент на постройке. следом будет 2-я часть рассказа. Источники: личный архив, ДГПб, подарки друзей, фотоколлекция автора | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (18.04.2017) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2502 | Комментарии: 3
| Теги: | |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||