[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
Мы его знаем, как пер. им. Семашко, наши предшественники, как Николаевский, их родители, как Царский спуск, а ещё раньше, нижнюю его часть, как Мариинский и, наконец, никак, просто один из переулков. Кто-то, в наши дни, пишет, что это был ещё и Магазинный и Базарный спуск. Возможно, но далеко не факт. Подтверждения этому я не встречал. Самым ранним упоминанием названия переулка, как Николаевского, из того, чем я располагаю, является план городской застройки на 1868 г. Ростов старых лет не особенно баловал разнообразием имён на своих планах и кроме Николаевского пер. мы можем найти там ещё и Никольские переулок и улицу, но имя этих двух объектов, как я полагаю, имеет религиозные корни. Всё от того, что на пересечении обоих Никольских, был ещё и 3-й объект – Никольская церковь, а Николаевский, вероятно, всё же от царского имени Николай. Ну а как ещё могла сложиться история с именем переулка, носившего название Царского спуска? Царей в то время не то, что уважали. Их почти боготворили. Во всяком случае, официально, вслух. Встречалась мне и такая трактовка (в современных источниках), что имя переулку было дано после сооружения на нём т.н. Николаевской часовни, что в принципе, совершенно не соответствует реальности в силу обстоятельств, которые будут приведены немного позже. Некогда Ростов «сподобились» посетить «Высочайшие» особы. Это событие было с восторгом описано в «Ведомостях Ростовской н.Д. Гор.Думы», описано, со слов газеты, и у нас . Событие происходило в 1869 г. Здесь тоже у меня получается разночтение. Если спуск стал Царским после посещения города «особами», то как же тогда возникло «Николаевский» на городском плане 1868 г.? И что за Мария, в честь которой он был ещё и Мариинским? Кстати, не исключён вариант, что переулок, всё же как был, так и остался Николаевским, но в народе его стали называть иначе просто так. Из моды. К примеру, тех, кто в курсе, прошу вспомнить – в 1980-х тогдашний Ленинград, в самый расцвет социалистической эпохи, этот город местные жители называли не иначе, как «Питер». Здесь с названием, могло быть нечто такое же. Начнём, на сколько позволят имеющиеся материалы, изучать географию места. Причём даже не собственно Николаевского пер, а всего разреза города, условно произведённого через переулок. Начинается география этого места … «за границей». Дело в том, что левый берег Дона, который, хотя и занимали ростовские предприниматели, фактически не был ростовским. Территориально, левый берег Ростовской зоны Дона, это земли города Нахичевань. На предлагаемом ниже плане места мы видим, что на ЛевберДоне, действительно, кое-что существует - шестомойка Дж.Мартына. Бизнес шерстомоечников был одним из весомых в экономике Ростова. Здесь двоякая выгода. Во-первых, мытая шерсть, это готовый полуфабрикат для производства шерстяных тканей, во-вторых, отходами промывки является не только грязь, но жир, которым за годы жизни покрывается меринос. Для животного, это, простите за физиологические подробности, пот, который обильно пропитывает его шесть на палящем солнце, а так же то, что делает шесть водоотталкивающей. Для людей, основной компонент этой массы, ланолин, он же основной компонент многих парфюмерных изделий (губная помада, кремы, масла, …). Обратите внимание на имя владельца этой шерстомойки – довольно весомая личность в жизни Ростова тех лет, торговавший и без того, достаточно дорогими товарами – сельхозмашинами, и при всём этом, шерстомойка для него была значимой частью дохода. О нём самом см. здесь. Дон. Водная артерия, однозначно, давшая жизнь городу, и кормившая его всё последующее время, наверное до самых последних лет советской власти. Сегодняшняя составляющая ростовского порта в экономике Ростова мне малопонятна, но думаю, она не такая уже весомая, что была раньше. Возможно, я не прав. Обращаю внимание читателей на цифры глубин реки того времени. В створе Николаевского максимальная её величина – 48 футов, т.е. около 14,5 м. Солидно! Не знаю о сегодняшних величинах, но честно, сказать, думаю, они меньше. Береговая линия, это как и во всём Ростове старого времени, портовая зона. Я до конца так и не уверен, что такое «Царская пристань», здесь или нет, но пристань пароходства Древицкого здесь точно была. Это в 1906…908 годы. В 1911 в створе Николаевского пер. сразу ниже по течению была пристань пароходства Е.Парамонова сыновей, а сразу выше, пристань Донского пароходства. Когда-то раньше, в 1875 г., здесь была пристань Русского Общества Пароходства и Торговли, тогда руководимого Н.Е.Врангелем. Хозяева менялись, суть нет. Это был заурядный участок пристаней ростовского порта. Кстати, фотовиды «Царской пристани» и с пароходством Древицкого, могут заставить подумать, что это одно и тоже место: На берегу Дона в непосредственной близости проходила ветка железной дороги. В годы её открытия, с 1868-го г. (это была Козлово-Воронежско-Ростовская ж.д.) это была единственная ветка железных дорог города. Позже, по открытии Владикавказской ж.д., линии разделились. На берегу дорога осталась только для грузовых целей, а линия Вл.К.ж.д. была пассажирской, а заодно и грузовой. На восточной стороне Николаевского, в самом его начале стоит очень старый дом с центральным элементом в 2 этажа с балконом. Это наш старый знакомый – дом Кузьмина. Слева место не менее интересной, хотя и не сохранившее свой вид с давних времён до сегодня. С самого начала города сюда планировалось размещения и оно так и происходило, вероятно, до 1830…40-х соляных магазинов. Это в 1830 и 40-е г.г. Ростов начал, сначала скромно, а затем очень сильно торговать зерновым хлебом. А тогда его здесь ещё не выращивали и из других краёв России не привозили. Главной задачей торговли в то время была соль. Соль в то время, как табак или спиртные напитки, была акцизным товаром. Её везли из-за рубежа, напрямую и через Крым и другие порты, её везли с Украины, но т.н. чумацкие обозы расходились в самые разные места страны, шли медленно и Ростовской торговле доставалось её очень мало. Её везли с озера Баскунчак из-за Астрахани. На Дону соль добывали тоже, и было это в Маныческих озёрах. Но, во-первых, она была сильно грязной, во-вторых добыча её была очень скудна, и самое главное, в третьих – в давние времена добыча донской соли была привилегией лишь казаков, которым позволялось её продавать только внутри Донской области. И ещё момент – как утверждают авторы книг, написанных о казаках в середине 19 века, казак исторически был крайне ленив. От того он занимался грабежами, налётами на татар и турок, что очень осложняло жизнь русскому правительству, т.к. именно ему приходилось «разруливать» эти международные конфликты… Кстати, можно провести и логическую цепочку до того, что именно леность и склонность к разбою казаков положили путь к началам строительства нашего города. Забавно, но всё очень стройно и логично. В книге Ильина «История города Ростова на Дону» говорится о том, что только построив крепость Св.Дмитрия, и «имея в ней постоянный гарнизон, могло держать в большом повиновении донских казаков, самовольно делавших набеги на турецкие владения и на другие, не подвластные Турции земли, что порождало всегда споры и недоразумения и возбуждало против России разные инородческие племена». Как мы знаем начало постройки крепости послужило и началом возникновения нашего города. Вернувшись же к теме добычи соли, можно сказать, что и соляные промышленники из казаков были тоже «не очень». Как выглядели соляные магазины на берегу Дона мы уже вряд ли узнаем, но тем не менее, даже на последнем городском плане старого Ростова, в 1917 г. контуры здания магазина сохранились. Может быть, не абсолютно, но контур показан довольно близким к старому. Нам известно, что здесь поверх всех сооружений уже успела появиться пожарная каланча, что место это, утратив своё исходное назначение, и будучи городской собственностью, служило на пользу городу. Здесь была старинный мини-маркет, т.н. «эшопа», она же «щопа», она же, «эщопа» и т.п. Название это кроет в себе такой смысл – здания изначально назывались «соляными магазинами». Вероятно, в пору торговли с заграницей, людям нерусским нужно было пояснять где это находится конкретно и тогда к месту и приросло слова «шоп», по английски – торговля, магазин. Когда здесь не стало соли, место сохранило торговый профиль. Здесь готовили и продавали пищу портовым рабочим, здесь были цирюльни, булочные, чайная и прочие необходимости для бытия. Городская Дума довольно регулярно устраивала конкурсы на право брать в аренду это довольно прибыльное место. Эшопа, кстати была не одна. Ещё одна была вблизи наплавного моста, как дебаркадер, причаленный к нему. Ещё одна была на спуске Большого проспекта…. Описываемую у нас сейчас можно попытаться рассмотреть на старых открытках, к примеру, здесь: (фото ещё конца 19-го века, т.к. здесь ещё нет каменной набережной, а судя по стоящим здесь сегодня причальным кнехтам, а они были установлены в период благоустройства набережной, и установлены в период до 1897 г.) Здесь как раз вид на набережную в районе от Соборного пер. влево и вправо, т.е. интересующее нас место как раз сюда входит, хотя рисунок и ложен к восприятию. Куча амбаров и даже один в виде какого-то греческого храма. Не исключаю, что это как раз и есть «эшопа», хотя не факт. Будем считать это сооружение зданием Ростовского Городского Общества с адресом, Николаевский пер. 1. Следом за этим адресом стояло имение одного из ростовских «тузов», Дмитрия Александровича Пастухова. О нём у нас кое, что уже писалось ранее здесь, здесь и вот здесь. Но как бы то ни было, ни первого, ни второго сооружений не сохранилось до нашего времени. Мы же на недолго задержимся у совсем неприметного домика в самом начале Николаевского спуска. Я так думаю, что домик сегодня даже не имеет собственного адреса, а является «квартирой» приписанной к стоящему рядом, большому дому. Вот он. Между прочим, одно из старейших ростовских культовых мест (не в смысле, культура, так как много ли культуры в религиозном культе?). Сегодня только присмотревшись, можно увидеть элементы старины на этом доме. Да, я и не знаю, имеет ли такой стиль архитектурного оформления фасада под собой что либо национальное, но фасад этого домика очень похож и на фасад бывшей синагоги на сегодняшней ул. Баумана, а так же на фасад разрушенной в дни погромов в начале 20 в. синагоги на перекрёстке улицы Станиславского и Газетного пер. Известно его относительно, старое его фото из 1993 года, хранящееся в архивах Ростовского ВООПИКа, сохранившее его вид до последнего ремонта и я его размещаю для того, что бы было с чем сравнивать его сегодняшний вид и вид домика с историческими синагогами Ростова. Кстати, не хотел бы стать основоположником новой городской байки. Не нужно понимать односложно понятие «Правление Ростовской главной синагоги», как отмечается хозяин этого домика в книгах оценок. Это могло быть помещение и самого правления и здание могло просто, принадлежа еврейской общине города, быть только собственностью правления, расположенного вообще по другому адресу. К примеру, возможно там проживал их раввин или просто домик был завещан обществу кем-то из предыдущих владельцев. Однако и не стоит думать, что этот домик, всё таки нечто вторичное, т.к. в книге «Оценок…» больше ни один другой из городских объектов не имеет такой подписи. Есть смысл полагать, что всё же именно здесь и заседало Правление… В общем, вопрос подлежит изучению. Поднимаясь вверх по Николаевскому, ещё раз посмотрим назад. Ранние советские эстеты нашли очень красивым здешний вид, правда, не знаю из-за чего. Тем более воспроизведя эту фотографию в таком неблагополучном виде на одноцветной высококонтрастной открытке. Но, это тоже свидетель истории и игнорировать его никак не стоит. Ретросперктивный кадр с этой открыткой на сайте уже имеется и поэтому здесь только старое. Ростов – город на буграх. А уж здесь, где сам объект географии назывался Николаевский спуск, не могло не быть вот таких стенок: Если идти по улице вдоль этих стен не просто так, а рассматривая их, нельзя не заметить вот такие «автографы» прошлых поколений. Здесь выбрана троечка наиболее читаемых и интересных. 1940 и, вероятно, 1927 годы и совсем непонятное изображение. Почти как след древних майя. Есть и другие, читаемые с трудом, но очень похожие на числа 1905 и 1910. Это в районе Донской улицы. Недавно этот «забавный» перекрёсток уже появился на нашем сайте, но я его сейчас повторяю не из-за болезненной трудоспособности ростовских городских властей. На углу переулка с Донской улицей мы видим угол дома купца Жарова Ивана Филуменовича, личности не заурядной. Когда в России начинались разного рода гонения на людей, которые ведут себя «не так», происходило одно из трёх – или людям делали невозможно трудную жизнь, ссылая их в дальние края или вовсе устраивая им казни, или народ начинал бунтовать и тогда надолго водворялся хаос, или люди собирали свои пожитки и уходили от гнёта, власти, несвободы. Так было со старообрядцами. Это была (да и сегодня есть) большая группа людей, которые, будучи искренне-верующими людьми, не могли смириться с изменениями религиозной обрядности, которые насаждала всем официальная церковная верхушка. Много их погибло в своём желании молиться так, как им завещали их предки, часть заняла компромиссную позицию, а часть ушла в те места, где их ни кто не беспокоил. Ростовский купец И.Ф.Жаров был одним из основных содержателей ростовской старообрядческой церкви. Его личное имение находилось на этом перекрёстке на западной стороне его. А на восточной стороне (правда, не на самом углу) было имение другого купца, Золотарёва. Вот на его территории и стояла старообрядческая церковь Ростова с самых-самых давних лет. Вернёмся к самому первому плану нашего города, «высочайше утверждённому» в 1811-м году. Уже здесь, в квартале между сегодняшними переулками Семашко и Газетным и улицами Ульяновской и Донской, обозначено наличие Старообрядческой церкви. Это второй двор от угла. На самом же углу Семашко и Ульяновской стоит бывший дом купца Панина. Огромный по периметру, дом. Николай Алексеевич обосновался в этих местах, когда задумал свой «ход» в отношении развития старообрядчества в Ростове. Дело в том, что для рядового обывателя, старообрядчество, это просто если бы так можно сказать, «партия несогласных» в религиозной среде старых лет. Однако, время и гонения на них сделали своё «чёрное дело». Старообрядцы даже сегодня не являются единым целым религиозным течением. Так вот, купцы Жаров и Панин принадлежали к разным старообрядческим церквям. Однако, при этом, они соседствовали домами, каждый по своему поддерживал свою общину, и при этом, они на удивление, вели единый промысел. Панин изготавливал и продавал гвозди, «скобянку», пружины и прочие металлоизделия. Жаров продавал все те же товары, правда, не знаю, чьего производства. Более того, это было, полагаю, настоящее братство в стремлении к общей цели. Так в справочнике 1911 года, некто Золотарёв Анф.Алексеевич был заведующим на заводе Н.А.Панина. … Позже, к 1910-му году Панин построит настоящую Старообрядческую церковь на улице тогда, Канкринской, сегодня, Ульяновской, которую большинство из нас знает. Переулок продолжается. Не за горами Старый базар. Растёт и число здешних магазинов, складов и просто домов самых известных и не очень, имён. Дом купца Дутикова. Жителям Ростова периода СССР, он известен как центральный… вытрезвитель. Между тем здание довольно солидно отстроено. Безусловно, старое. Скорее всего, было доходным или складом (магазином), т.к. сам Иван Матвеевич проживал совсем в другом конце города. Ещё один, довольно скромный снаружи и восхитительный внутри находится на углу с улицей Баумана, сегодня пер.Семашко 25. Повторяться смысла не вижу и отправляю читателя сюда. «Ростовский Обл.Исполком» 19-го –начала 20 веков. Если правильно, дом Земского собрания. Здесь вершило судьбы Ростовского округа его руководство. Здесь же заседала и Ремесленная Управа г. Ростова. Наверное, ещё что-то – дом большой, всё возможно. Домов много, все описывать – целый роман получится, поэтому описываю то, что заметно, как надводная часть айсберга. Что ещё предстоит найти, этого даже представить не просто… Однако, мы, постепенно, мы добрались до Старого базара. Я буду совершенно счастлив, если стану когда нибудь обладателем полного городского плана со всеми подробностями. На сегодня самое большое моё богатство, вот этот план, кусочек которого сейчас показываю на всеобщее обозрение. Это всего лишь фрагмент старого центра предвоенной поры. А т.к. вообще, история старого базара, это тоже, целый роман или повесть, кому как нравится, оставляю за собой право, когда либо вернуться сюда, а сейчас нагло обрываю план базара прямо по середине. Сегодня нас интересует его восточная оконечность, примыкающая к бывшему, Николаевскому. В принципе, все далее выложенные картинки, касающиеся Старого базара большинству ценителей ростовской истории известны, но и при этом они не теряют своей привлекательности. Тем более, и здесь есть место не одному открытию. Начнём не с угла. О доме Максимова на сайте у нас материала предостаточно и тем не менее, легенды о нём продолжают жить. Одну из них, самую распространённую, о его постройке в 1820-х г.г. так и продолжают озвучивать все кому не лень. Мне попалась ещё одна легенда, что удивительно, родившаяся не в наши дни, а почти современником событий. В своей книге «История Ростова на Дону. Очерк с рисунками в тексте» из 1909 года, историк старого времени, по совместительству преподаватель ростовской гимназии, Ильин А.М. под фотографией дома Максимова даёт следующий комментарий: «В этом здании (д.Максимовых) Дума размещалась 25 лет с 1874 г. по март 1899 г. В марте 1899 г. Городская Дума перешла в новое своё помещение ….». Желающие могут без труда убедиться, а тех кому всё равно, просто прошу поверить, но не в 1874-м Дума вошла в этот дом. Случилось это почти сразу после окончания постройки дома, в марте 1868 г. (газета «Ведомости Ростовской н.Д. городской Думы» тех дней). Живёт и легенда о причастности отца А.П.Чехова к этому дому… Рассмотрим окружение этого дома: Там где сегодня находится восточный вход в рынок раньше было то же самое. Отличия на картинке вокруг входа, на сегодня существенные – Дом Максимова сегодня настолько изменился (не сам, конечно, а волей нынешних хозяев и при молчаливом согласии людей «сверху») и слева от прохода, где сегодня стоит штукатуренное двухэтажное силикатного кирпича здание, наверное, конца 60-х г.г. постройки. Раньше эта картина была такой: Это классическое фото дома Максимова выполненное в последнее десятилетие 1890-х г. старого ростовчанина В.Ф.Петрыковского. На верхнем портике здания ещё висит вывеска «Городские Общественные Учреждения». Справа в кадр попал кусочек очень старого торгового корпуса (условно, на ранее представленном плане он обозначен №1). Есть и лучшие виды этого корпуса, и они, конечно же, тоже довольно хорошо известны любителям старины. Здание легко узнаётся по парным колоннам на фасаде. Корпус, построенный в 20-м веке продолжил традиции этого, старого, хотя, правда, последние лет 15…20 здесь уже полнейший товарный хаос. Как тогда, так и до последнего времени в торговом корпусе размещались (при-)лавки продавцов хозтоварами. На старых фото мы тоже видим вывески железо-скобяной торговли. Есть ещё фото, более сурового времени: Эти фото приписываются периоду ростовских еврейских погромов. Фото, конечно не очень (вероятно, дело сделали многократные их перепечатки), но вывески на них вполне читаемы. Если верить словам о погромах, то при чём здесь магазин красок Гавриила Михайловича Симон? Однако, активно оспаривать это тоже нельзя. Всяко возможно. Кстати, на представленной паре «погромных» видов, я считаю, только верхнее фото относится к описываемому торговому корпусу. В принципе, они довольно сильно похожи один на другой, но если присмотреться, шаг колонн, их общая композиция, та, что мы видели на ещё более ранних снимках и верхнем снимке последней пары, это на самом деле одно и тоже. Нижний же снимок больше, наверное, подходит к зданию расположенному с другой стороны дома Максимова, вот там, вдали (он же №2 на плане старого базара): Там так же, колонны и так же, вывеска о магазине красок, правда ввиду малого изображения имя владельца торговли не читается. Сегодня, с уровня пешеходных дорожек, за торговыми навесами очень трудно рассмотреть историческое здание (вернее, блок зданий), стоящее в промежутке улиц Станиславского и Московской. Мне довелось сделать снимок построек в 2013 году с крыши перестраивавшегося тогда дома Максимова. Пара построек с предыдущей исторической открытки очень схожа с тем, что сегодня просматривается с высот 3-го этажа. Даже правая часть с колоннами ещё жива. Но не будем заходить в глубину Старого базара. Это, вправду, отдельная история, но с высот дома Максимова ещё раз взглянем постройки бывшего Николаевского: Здесь три дома, все здешние «старички». От дома Земства на Тургеневской, бывшей Полицейской до дома Мыльцина на Рождественской улице. Вообще, вокруг Базара проживало или содержало свои доходные дома, очень много «громких» ростовчан и если сюжет о «жизни» Николаевского переулка смешать по ходу рассказа с их житейскими подробностями, видимо, весь рассказ занял бы не только страницы сайта. Тот же Мыльцын – довольно весомая личность в ростовской жизни. Я прилагаю здесь мини-заметку о его жизни со страниц книги, посвящённой 300-летию Дома Романовых. Сплошное благоденствие. Только составители книги, размещая этот материал в ней, ещё не знали, что скоро против Мыльцына будет выдвинуто обвинение в растрате огромной суммы денег, принадлежавших одному из финансовых Обществ города и о том каким трудом ему удастся отвести от себя обвинение, как навет, хотя до сих пор ни его обвинение, ни оправдание, так ни где и не были заявлены в полной мере с убедительными фактами … Через дорогу от дома Мыльцына на углу стоит сравнительно скромный, дом, бывший Москалёвой, тоже, представительницы семейства, секреты которого пока ещё хранит история. Дальше, за всеми корпусами Старого базара, там, где сегодня больная фантазия переустройщика дома Максимова поставила и многоэтажный стеклянно-кирпичный торговый сарай (см. ранее, современное фото с домом Максимова), некогда стояло вот это. Часовня св. Николая Чудотворца. Сооружение о котором на сайте уже некоторые подробности были обнародованы, но это, одновременно, и сооружение, которое, так же, как и дом Максимова таит за собой очередные поводы для легенд. Начнём с этого - газета односложно говорит о поводе её возведения в 1894 году. Но предлагаю взглянуть ещё и сюда: Ну как Вам? А ведь это издание – современник событий. Я уж не говорю о современных взглядах на историю названия переулка (см. начало статьи). История часовни, как все, наверняка догадались, была прекращена в начале советской эпохи. Однако, пора идти дальше, в большой город… Итак, мы на углу с Московской улицей. За спиной осталась часовня, а мы посмотрим от неё вперёд, в сторону центра города, на север, и ..... немного отдохнём. Здесь заканчивается первая часть статьи. Вторая ждать не заставит. Часть 2-я. Источники: личный архив, ДГПб, ГАРО, интернет | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Alex272 (05.12.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 5352 | Комментарии: 6
| Теги: | |