[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
Часть 1-я здесь. Это окончание, часть 2-я. В числе наиболее романтичных объектов из подворья монастыря можно назвать каменную лестницу и т.н. «каптажную» надстройку над родником, постройки середины 19-го века.. Техническая суть её в каменном резервуаре – накопителе воды, из которого уже она проистекает «на волю» через несколько каналов – источников. Говорят, что ещё в 1980-х вода из родника текла активно. Но в 90-е, выше него был построен, кстати, моим бывшим соседом, вот этот дом. Двор домовладения выходил на глубокую балку и для его изоляции от внешнего мира хозяин стройки был вынужден вырыть по его периметру траншею, завёз очень много машин бетона и таким образом спланировал свою территорию. После этого, как писал тогда «Вечерний Ростов», родник почти иссяк. Строитель дома уже много лет живёт не в Ростове, а эти сооружения так и стоят одно над другим… Вода, как видим, льётся как в Ростовском водопроводе, совсем без энтузиазма. Лестница, ведущая вниз к основанию холма с церковью зачаровывает своими орнаментом, высотой и простой с виду величественностью. Несомненно, её, и без того очаровательную, богато дополняют каменное оформление входа в церковный двор вверху и мост на остров внизу холма. Без слов, просто посмотрим на них: Лестница в небо была возведена так же в середине 19 века. Некоторые её элементы указывают на то, что перед нами уже не совсем оригинал в чистом виде, но это уже детали - в основном арматура, кое-где, выглядывающая из бетона, да вставки из современного кирпича. Каменный мостик с металлическими перилами, внизу для перехода на остров был построен в начале 20 века, взамен старого, деревянного. Вот таким лёгким и ажурным он был тогда. Прошло чуть больше ста лет и он буквально, врос в берега. Впрочем, возможно и не врос, а всего лишь разросшиеся камыши закрыли его от нас. Острова, кстати, тогда тоже не было. Посмотрите ещё раз на схему монастырского подворья. Остров оказывается, искусственный. Сколько разговоров я слышал о той поре, когда его рыли. Было ли это, нет ли, не знаю, всё возможно. Суть этих разговоров в том, что сюда был привезён земснаряд, которым и производили все дноуглубительные работы, оформление водохранилища и созидание новых контуров берега. Молодой человек, лет двадцать назад рассказывал, как он и другие пацаны (а это было по его словам, где-то в середине 60-х) постоянно наблюдали заходом работ. В отвал, куда ссыпался донный грунт, вроде бы даже падали иногда разные предметы старины, включая статуэтки, монеты и прочее. Конечно, маловероятным представляется, что бы в куче грязи, поднятой со дна, возможно было бы увидеть что-то мелкое, но я бы был не против, если бы это было в самом деле. Когда комплекс стали восстанавливать, он был таким. Таким он стал в 1985 г.: Проект восстановления Сурб-хача прорабатывала авторская группа во главе с небезызвестным Марком Григоряном. В здании после ремонта был размещён музей русско-армянской дружбы. Теперь, когда этот музей переехал в город на пл. Свободы в центре Нахичевани, здание было передано армянской общине, для обустройства в нём клуба. Наверное нужно заканчивать. Прогулка вышла довольно обширной и долгой. Сейчас хочу напомнить то, с чего начинались размышления о прогулке. Я там заметил, что прогулка вышла очень своевременной, и было это вот почему. Ещё сначала прогулки обратило на себя внимание обилие машин вокруг площадки Сурб-хача и в самом его дворе. Затем стали слышны звуки музыки и заметно волнение большой массы людей напротив центрального входа в церковь. Не буду забегать вперёд и буду сохранять последовательность от увиденного такой, как она была в тот день. По пути заметил крест в национальном обрамлении, чем-то похожий на тризуб князя Владимира, который сегодня стал гербом Украины. Народ явно ждал праздника и он состоялся. Как объявила ведущая этого яркого и громкого события, праздник был посвящен чему-то религиозному, что-то в духе «праздник Крестовоздвижения». Я не здорово ориентируюсь в этих вещах и пишу об этом так, как сам запомнил. На площадке перед церковью выступали с различными фольклорными номерами участники ансамбля Сурб-хач (кстати монастырь, который мы сегодня называем просто, «Сурб-хач», на самом деле назывался Крестовоздвиженским). Чего здесь только не было: Приятно, очень приятно смотреть на людей берегущих традиции своего народа, людей дышащих на одном дыхании от удовольствия созерцания такого события, наконец просто приятно смотреть на красоту. Мне понравилось и ещё кое что. На подходе к месту действа стояла сувенирная лавка. Продавцы – люди симпатичные, очень искренние без всякой задней мысли. Сувениры, большей частью с религиозным содержанием, привезённые с их исторической Родины, Армении. Часть сувениров была просто воплощением национального образа армян. Мини набор армянских коньяков в виде нескольких ампул с желто-коричневой жидкостью и наклейками, как у настоящего напитка, собранных на общей деревянной подложке. Куча различных подставок под бутылки и бокалы, конечно же, нарды, … и разное другое. В пестроте товаров не сразу бросается в глаза вот эта группа товаров. Когда хозяйка увидела, что меня привлекло, она специально обратилась ко мне с вопросом: «Ну что же Вы просто так фотографируете? А Вы знаете, что это за носики?» Далее все они были поочерёдно продемонстрированы специально для фотосессии Это оказались подставки для хранения очков, которые можно было бы просто ставить на стол или вешать на стену. Были озвучены уточнения о том, что «носики», не случайные изделия. Последовательно, как они представлены выше, это носы с фотографий – первые два композитора Бабаджаняна, далее знаменитого Фрунзика Мкртчана и последний, ещё одного композитора, Хачатуряна. Я был в восторге от такой самоиронии. Замечательный товар и замечательные люди им торгующие. Кстати на каждом из них сзади автограф резчика. Он представлен на нижнем кадре. Всех, кто здесь, вдруг, ещё ни разу не был, и кому после этого рассказа это место стало интересным, приглашаю совершить такую же прогулку. Вас здесь всегда примут (хотя и по расписанию), а Вы, не пожалеете. Я уже уходил с подворья Сурб-хач, а праздник всё ещё продолжался, правда музыка уже постепенно сменялась на современную, но всё равно громкую и красивую. Ну что же, спасибо Вам, добрые люди за праздник, с чем Вас и поздравляю, а нас всех с замечательным поводом для прогулки, со взглядом в историю этого места. Последнее изображение здесь, вновь, красивая история из собственной коллекции автора П.С.: 1. Не стал переделывать свои размышления по поводу историчности церкви Сурб-хач, но уже к концу написания статьи нашёл сразу несколько свидетельств того, что здание это, в самом деле не является постройкой 18 века. Размышления они и есть размышления, потому, что приходят сиюминутно и конкретно те, что «крутятся» в голове. А всё пришедшее потом, это уже и есть «потом». Главное, что в первоначальных заявлениях и предположениях ошибки не было; 2. Для справки (запись из перечня ростовских памятников культрного наследия): Мемориальный комплекс «Сурб – Хач», связанный с жизнью деятелей армянской культуры М. Налбандяна, Р. Патканяна, А. Алмандаряна: - церковь по. ХУ111 в. - северные ворота - южные ворота - родник с коптажной надстройкой - могилы: Микаэла Налбандяна (1830-1866 гг.) революционера – демократа, Рафаэла Патканяна (1830-1892 гг.) поэта и писателя, Арутюна Аламдаряна (1795-1834 гг.) поэта и педагога Источники: личное собрание, ДГПб, интернет | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Alex272 (20.09.2014) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3353 | Нравится: 0 | Комментарии: 12
| Теги: | |