[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
Не знаю, что они ему сделали, но Сталин от чего-то не любил крымских татар и в начале войны выселил их с их малой Родины, а после войны решил полностью стереть о них память в Крыму, заменив все названия селений, что звучали на татарском, на русскоязычные. Скорее всего, в горячке «дел», не разбираясь уже, где татарское, где армянское или вовсе греческое, либо болгарское, карту Крыма преобразовали до неузнаваемости, из-за чего все названные в предисловии к статье, названия посёлков на современной карте полуострова (Чалтырь, Топти, Большие Салы, Малые Салы и Нисвита) уже не найти, а вместо них в Крыму сегодня повсеместно разбросаны Натальевки, Надеждины, Тополёвки и прочие посёлки. Однако, скорее всего, большинство этих посёлков с переселением армян, попросту сами вообще прекратили существование. Об этом можно подумать из следующего: на просторах интернета я смог разжиться довольно маломасштабными картами Крыма конца 18-го и середины 19-го веков, и там с трудом смог отыскать нечто, только напоминающее некоторые из них. Так на карте 1862 г. в Крыму показан небольшой посёлок на 34 двора Чалтемир и ещё Салтырь на 24 двора на карте 1890 г.. Не исключаю, что что-то из них могло быть прародиной наших Чалтырцев. Есть Салы. Ни какие не Султан-Салы, ни Большие ни Малые, а просто Салы. Имеется и река Сал. Кстати, крымские экскурсоводы сегодня рассказывают, что одним из самых старых армянских поселений на крымской земле является Сал. Изначально это было татарское поселение, с тем же названием, правда, смысл этого названия на татарском, я сейчас, к сожалению не вспомню. Когда же по каким-то причинам татары его оставили, а им на смену пришли сюда жительствовать армяне, искавшие покоя в новых землях, взамен оккупированных турками их родных земель, название поселения они оставили то же. В армянском языке это название посёлка очень было похоже на, вроде бы, нелогичное здесь, слово «Вторник». Чтобы хоть как-нибудь, обосновать это название посёлка была придумана притча о том, что, мол, жил, да был на перекрёстке дорог, как раз на месте этого посёлка предприимчивый человек. Он держал здесь харчевню, но так как перекрёсток был не таким уж людным, с целью привлечения клиентуры им было вывешено объявление примерно такого рода: «Вниманию всех! В следующий вторник я кормлю всех посетителей своего заведения бесплатно». Молва об этом быстро пробежала по округе и к означенному дню у него был полный зал посетителей. Все делали заказы, ели и радовались. Но когда наевшись, люди стали пытаться выйти, хозяин заведения стал требовать с них полную оплату. На возмущение клиентов он категорически заявил им, что они не прочли объявления полностью. Ведь на нём, действительно было сказано не про этот, а про следующий вторник…. Эта шуточная байка, мне сдаётся очень даже не шуточной, а конкретной историей. Армяне – жизнерадостный и мудрый народ и уж если не они, кто ещё готов рассказать подобное о себе. Кстати, вспомните ещё одну хитрость – как полностью называется сегодня поселение Чалтырь? По сути, являющееся небольшим городком, в официальном наименовании оно до сих пор несёт приставку «Село» - Село Чалтырь. Какие в этом наименовании выгоды, каждый немного подумав, легко может понять сам. Но не будем выдавать чужих секретов. Все найденные старые крымские поселения армян (Салы и возможный Чалтырь, а также Старый Крым с монастырём, о которых далее пойдёт речь) находятся достаточно компактно поблизости один от другого и принадлежат земле Феодосийского уезда. В числе вышеназванных первых исторических поселений армян на Дону не встречается имени Старый Крым, но сегодня оно есть - и у нас, и к удивлению, там, в Крыму. А так как нельзя объять необъятное и не владея достоверной информацией, не будем становиться сочинителями историй, и давайте лишь поищем возможные факты об этом месте и попытаемся их осмыслить. Кроме полных или многолистовых карт всего Крыма, довелось мне найти и очень интересную и редкую карту земли Старого Крыма от 1795 года. Карта довольно подробная и выполнена на таком большом листе, что понимаю, в этом варианте её на странице сайта хорошо рассмотреть не возможно. По этой причине позволю себе её ужать и урезать до поля, включающего в себя самый интересный для нас материал, а самое интересное выделю особо. Вот такой теперь она стала. Итак, 1795-й. Всего 15 лет прошло с тех пор, как получив разрешение «матушки Екатерины», в 1779 г. большая группа армян отправилась из Крыма на Дон. О причинах их выхода в донские земли есть несколько вариантов причин - по меньшей мере, три. Наиболее убедительной кажется та версия, что татары, считая своё историческое преимущество перед ними, и всё ещё сохраняя своё, хоть и значительно пошатнувшееся, но всё же, главенство (после России, конечно) в Крымских землях, создавали невыносимые для армян условия проживания здесь. Постоянные трения армян и татар постоянно меняли владельцев земель и здесь мы всё это отлично видим: Карта озаглавлена следующим образом (01 на демонстрационном варианте карты): «План округи Армянского Георгиевского монастыря и селения Старого Крыма, состоящим в Феодосийском уезде. О числящихся десятинах земли имеется особое на сём плане описание. Сочинен Августа 1795 года». Как видим, монастырь здесь поставлен в первую очередь. Казалось бы, всё ясно. Монастырь – крупный землевладелец, а поселение Старый Крым, это лишь место жительства отдельных граждан, но вчитаемся далее. Вот сам Старый Крым (02 на «плане-демонстрашке»): Вот монастырь (04 на «демонстрашке»): И наконец, №03 «демонстрашки», описание земель этой округи, обещанное титулом этой карты. На подобных картах (планах) местностей, не редко встречаются описания земель и их количества по различным землевладельцев. Вероятно, эти планы и составлялись, как планы межевания земель. Итак, здесь описано, что все земли поселения Старый Крым имеют своих конкретных и не очень, владельцев. Здесь есть земли (документ ссылается на предписание, данное уже покойным генерал-фельдмаршалом и князем Г.А. Потёмкина-Таврического), принадлежащие «казённым татарам» и есть земли, им же, принадлежащие, но на которые (литера «С» на плане) «преосвященный Иосиф имеет притязание по причине имеющегося в черте (земель) разорённого монастыря или пещеры». И, наконец, под литерой «Е», земли, на которые «преосвященный Иосиф претендует, как территорию, потребную для построек выводимых (не ясно - откуда?), армян». И коснёмся ещё нескольких источников информации о Старом Крыме и монастыре. 1849 Год. Книга «Новороссийский календарь России»: Старый Крым (Эски-Крым). Заштатный город Таврической губернии при речке Чюрюк-су, в 25 верстах от Феодосии. Жителей 1.031 душа обоего пола, домов 133, церквей 2 (православная и армяно-григорианская), винных погребов 6, лавок 19, мельниц 6, постоялых дворов 2, заводов 2 (кожевенный и черепичный), фонтанов 2, каменный домик, в котором имела временное размещение императрица Екатерина 2-я во время своего путешествия в Крым, древняя мечеть. В 4-х верстах в лесу Армянский монастырь «Сурпъ-Хачья» (Святого Креста). Здесь имя монастыря написано в несколько непривычном для нас виде, тем не менее, это о нём, о прародителе нынешнего сегодняшнего бывшего монастырского подворья на территории современного г. Ростова на Дону, Сурб-Хаче. Транскипция армянского слова, как можно понять, если задуматься, не имеет абсолютного эквивалента в написании русскими буквами, вот и вышло так, как было написано в старых книгах. 1899 г. Книга «Практический путеводитель по Крыму …» Анны Москвич (книга однозначно интересная для любителей путешествий, которую я очень бы рекомендовал взять любому с собой перед поездкой на полуостров, что сам я сделал, просто распечатав её на принтере и сшив её в брошюру). «… Кринички – последняя станция перед Феодосией, но те, кто не торопится, захочет без сомнения, посетить лежащий немного в стороне от Криничек, в 4-5 верстах, расстояния, «Старый Крым». Старый Крым (Эски Керим). Некогда богатая и великолепная столица ханов. Полагают, что древний Солгат (прежнее название города) вёл большую караванную торговлю с далёкой Азией. Теперь населён армянами, татарами, греками, болгарами и др. и утратил всякое торговое значение. В Старом Крыме интересно осмотреть развалины на мысе Кузгула-Бурун, которые, говорят, представляют остаток древнего греческого города Кареи; затем надгробные памятники ханских семейств; гору Агармыш, с гротами и провалами, один из которых считается у туземцев «отверстием ада». Климат Старого Крыма считается здоровым и весной приезжают сюда больные для пользования «цветочными ваннами». Вблизи города есть много вековых шелковичных деревьев и аптекарских трав, но ни из того, ни из другого ни кто не извлекает пользы. В 5 верстах от города находится армянский монастырь «Сурп-Хач» (Святого креста), с длинными подземными ходами, построенный в 1340 году. Тут хранятся под стеклом мощи святого Георгия и святого Иакова. Наконец, последняя цитата из давних времён. Теперь это энциклопедическое издание начала 20 века, издававшееся знаменитым русским ученым, председателем Русского географического Общества, П.П.Семеновым-Тян-Шанским, «Россия. Полное описание нашего отечества», 1903, том 14, стр.802: «… В пяти верстах к юго-западу от Старого Крыма, в красивой лесистой местности находится армянский монастырь святого Георгия «Сурб-Хач» (Святой Крест), в котором покоятся мощи св. Георгия и Иакова. Основание монастыря относят к 1340 году. В монастыре любопытны, между прочим, длинные подземные ходы». Вот так, очень кратко и без прочих подробностей. Последняя информация, это не просто книга. Это документ, составленный действительным членом Академии наук Российской империи. Секции Русского Географического Общества существовали во всех уголках огромной России. Во все эти уголки от имени П.П.Семёнова-Тян-Шанского рассылались подробные анкеты с требованием заполнить их, достоверно описав местность, её население, промышленность, природу, факты истории и прочее. Во многие места направлялись эмиссары Общества, собиравшие живой, конкретный материал. Из всех этих трудов и состоялся выход в свет энциклопедии. И теперь обратите внимание – во всех названных источниках описаны подземелья и мощи двух святых. Теперь предлагаю Вашему вниманию выдержки из официальной сегодняшней истории монастыря, представленной в продаваемой в нём брошюре (пока без комментариев с небольшими исключениями второстепенного материала так, как есть): «…..вот уже почти семь столетий радует взор и сердце христиан всего крымского побережья монастырский комплекс Сурб-Хач. Монастырь, названный в честь Святого Креста Господня, как частичка Армении в сердце крымских гор является живым свидетелем присутствия народа армянского и несёт печать исторического пути духовной самобытности армян. Многое из истории монастыря предалось забвению или утратилось в борьбе за право на существование, но те свидетельства, которые дошли до нас из пыли веков говорят о великой духовной ценности богоизбранной обители…. … Первая эпиграфическая надпись на барабане купола храма гласит о том, что храм Сурб-Ншан был основан в честь Святого Знамения в 1385 г. иноком Ованесом и его братьями. Итак, первым строением монастыря следует принимать храм св. Знамения, сооруженный иноком Ованесом Себастаци, пришедшим со своими братьями и учениками на Крымский полуостров в первой половине 14-го века из Себастии. О деятельности Ованеса повествуют рукописи, сохраняющиеся в Ереванском Матенадаране… Храм Сурб-Ншан является характерным примером армянского средневекового зодчества, с небольшим оттенком европейской церковной культуры. Храм состоит из гавита (подробности см. ниже) с колокольной башней и самой церкви. К алтарю храма ведут девять ступеней, про числу ангельских чинов и четыре придела гармонично вписываются в крестообразную архитектурную основу храма. Главный престол сооружен в соответствии с церковной армянской архитектурой позднего средневековья. Изнутри храм был украшен позолотой, лепкой и несколькими фресками, частично сохранявшимися до конца 20-го века. … Во второй половине 14-го века к храму был пристроен гавит с башней. Гавит был местом молитвы всех тех, кто не причащался Святых Тайн во время Литургии – для кающихся, оглашенных и иноверцев. По всему гавиту расположены каменные надгробные плиты служителей монастыря, в т.ч. инока Ованеса, его брата Хазара и других сподвижников, завещавших похоронить их под стопами всех прохожих, как пример смирения для всех грядущих последователей. На стенах притвора высечены многочисленные памятные кресты и надписи, оставленные служителями и паломниками монастыря. … Долгое время в монастыре хранилась частица Святого Креста Господня. Святыня представляла из себя золотой крест с драгоценными камнями, в центре которого размещалась частица Древа Господня. Так как монастырь часто подвергался набегам иноверцев и ограблениям, то скорбной участи удостоилась и сия святыня. Крест был похищен казаками из кашота (что бы это значило?) в 1624 году и дальнейшая судьба святыни до сих пор осталась неизвестна. Возможно, святыню вернули за выкуп, что часто практиковалось в те времена, и позже Крест был увезён со многими другими святынями в Донские степи, где был сооружен храм Сурб-Хач. Вывоз святынь из монастыря связан с массовым перемещением армян 1778 года по приказу российских властей. Тогда монастырь опустел вплоть до 1795 года, когда попытались вновь возродить жизнь святой обители усилиями архиепископа Овсепа Аргутуняна-Долгорукого, призывавшего на помощь московских армян. Но былую славу монастыря так и не удалось вернуть по причине внешних неблагоприятных условий…. …Помимо храма Сурб-Ншан в монастыре также располагались трапезная, рукописная мастерская, духовная школа и корпус братских келий. Позже была построена гостиница для паломников. Здание трапезной располагается с западной части храма, дата построения трапезной нам точно не известна, некоторые учёные исследователи датируют трапезную 14-15 веками, другие относят ближе к 17 веку. Так как со временем братия монастыря увеличивалась, соответственно и монастырские постройки умножались и в течении нескольких веков монастырь обрёл окончательный вид лишь в конце 17-начале 18 веков, когда были достроены корпус келий и другие монастырские сооружения. Что касается трапезной, то она состоит из двух частей. Имелся очаг для приготовления пищи и для обогрева, также в подвале располагался склад продуктов. Трапезная построена на склоне, поэтому со стороны двора она виднеется на высоте нескольких этажей, а со стороны храма более напоминает полуподвальное помещение. На стене трапезной сохранились эпиграфические надписи, датируемые 1762 и 1810 г.г. В южном дворике монастыря расположен двухэтажный корпус келий. Эпиграфическая надпись при входе в южный дворик сообщает о том, что кельи были построены в 1694 г. при наместничестве епископа Акопа. Жилых келий всего 13, в каждой был камин для обогрева и отдельный вход. Из келий второго этажа выход во двор осуществлялся через деревянный балкон, опирающийся на деревянные устои. На 1-ом этаже корпуса особый интерес вызывает келья настоятеля монастыря. Она по размеру больше, чем другие кельи и имеет особую архитектурную черту – замковый камень с орнаментом на своде перекрытия келий. С корпуса келий была возможность непосредственного входа в храм через южную дверь храма. Это помогало монашествующим иметь меньше соприкосновений с внешним миром. Эти кельи, конечно, не могли вместить всю братию, т.к. число братии было около 50-ти, а монашеская жизнь предусматривает уединенность и обособленность для полноты общения с богом. Поэтому, большая часть келий располагалась на втором этаже трапезной, эти кельи были не так просторны и были предназначены для простых монахов, а кельи южного дворика, для духовенства более высокого чина или же использовалась как странноприимная для духовенства. Монастырь славился своими источниками – на территории его расположены три фонтана с горной родниковой водой, которую восхваляли все паломники со всего мира. Вода в источниках разная по вкусу, температуре и своим благотворным действием на духовное и телесное здоровье всех паломников и гостей монастыря. История монастыря богата трагическими событиями, одним из которых была ликвидация монастырского комплекса в 1925 г. В советское время монастырь не действовал, а постройки использовались в технических и бытовых целях. По свидетельствам очевидцев, на территории монастыря был пионерский лагерь, дом отдыха, санаторий, во время Великой Отечественной войны в монастыре располагался немецкий штаб. В следствии бомбёжки были разрушены часть братского корпуса и гостиница для паломников, а сам храм, по милости Божьей, сохранился невредимым. Реконструкция монастыря началась в 1970-х и 80-х г.г., когда монастырские сооружения хотели приспособить к помещениям дома отдыха…». Текст, я бы сказал, несколько коряв и не до конца правильно построен, впрочем, это можно отнести на издержки перевода исходного текста с армянского на русский язык. Это официальная версия истории монастыря, озвучиваемая сегодня, но, честное слово, для меня здесь не просто «компот» из информации, но совершенно другое видение официальной истории монастыря, особенно, если вспомнить ранее описанные материалы. Не могу утверждать, что я сейчас опишу истинное положение дел и событий, но, думается, что высказать своё видение истории я вполне имею право. Итак, бесспорно, что монастырь, как учреждение (прошу прощения, что не смог подобрать более подходящего термина), возник в середине 14 века. Это сказано и на установленных здесь памятных досках. Кстати, обратите внимание на красно-кирпичную полоску-вставку в сене трапезной. По традициям крымских реставраторов так обозначают сохранившуюся верхнюю границу стен до начала их реконструкции. Далее, по моим соображениям было следующее: как гласит легенда, основатели монастыря, инок Ованес и его брат Хазар однажды утром увидели яркий солнечный луч, пробивавшийся сквозь облака, которых здесь всегда в изобилии, который в своём преломлении в облаках, а м.б. и при прохождении сквозь толщу деревьев, растущих здесь в изобилии, упавший на землю в форме креста. Им это дало повод определить здешние места, как место будущей своей обители. Теперь вспомним о пещерах и подземных ходах, указанных в описанных выше старых источниках информации (карта 1795 и книги 1899 и 1903 г.г.). Монастырь два брата открыли как раз в них. А как же ещё могло быть? Во-первых, люди только, что прибыли в чужие для себя земли. Им бы осмотреться вокруг, вжиться в окружающее население, да и просто, чисто технически – много ли было при них сразу, инструмента для обтёсывания камней, для рытья фундаментов, обработки дерева и наконец, высотоподъёмных работ? Конечно, обживаясь они начинали понемногу и строить. Придя в земли Крыма, основоположники монастыря вряд ли могли нанимать рабочую силу. Просто потому, что нраву того времени не предполагали добропорядочное соседство Золотоордынских янычаров, к числу которых принадлежала крымско-татарская масса населения Крыма и неверных в их понимании, христиан, кем являлись армяне в Крыму. За работу наёмным рабочим нужно платить, а золотоордынцы попросту не могли не ограбить их, оставив, как говорится, без гроша. Поэтому монастырь строили, скорее всего сами монахи. Удалённость их становища от больших дорог и поселений, расположение на склоне горной низины, где была обильная растительность и вода и наличие подземелий делали их существование вполне самостоятельным. Я не могу не принять на веру слов из описания современной версии истории монастыря о том, что в трапезной сохранилась запись от 1762 года. Языка я не знаю, а причин не верить кроме книги, ещё и рассказчику этой истории, иноку Армену, у меня нет ни каких. Конечно, жизнь монаха, естественно, это прежде всего, молитва, и только потом покой, сон и еда. Следовательно, нужно верить и тому, что монастырская церковь была построена до этой даты. Но здесь снова, как мне кажется, последовательность сооружения построек была иной. Сперва появился тот самый гавит, который по сути является тамбуром – «предбанником» церковного здания. Причин такой логики у меня две. Во-первых, это то, что в условиях вживаемости армян в местность и общество Крыма, а длилось это не один год, люди умирали. Их нужно было хоронить и гавит, сегодня служащий входным помещением был, скорее всего, вообще, первой серьёзной постройкой здесь. Это был каменный мавзолей, думаю, ставший началом всего монастырского комплекса. С целью сохранения могил основателей монастыря, над могилами были возведены сначала невысокие стены с крышей, которые позже были достроены до соизмеримых с построенной позже церковью. Это, во-вторых. Доказательство того, что первоначальное сооружение мавзолея – будущего гавита было не высоким, перед нами. Это вход в гавит и в саму церковь с улицы видом изнутри помещения. Посмотрите на верхний обрез кадра. На нём ясно видны места былой установки балок перекрытия раннего потолка, на стене, при поздней достройке, вошедшей в его лицевую стену. Полная же высота потолка здесь сегодня огромна. Вот вид противоположной стены гавита – вход в церковь. Здесь явно не менее 5-ти метров высоты. Лицевая же стена гавита с улицы, все 7…9 метров. Чтобы уже закончить с гавитом, покажу и его пол Это те самые надгробные плиты над прахом основателей и последующих служителей монастыря. Не наступив на них невозможно попасть в церковь монастыря. В довершение своей версии об истории постройки монастыря скажу одно. И на плане, который уже представлен выше и на ещё одном, времён Александра 2-го, хранящемся в монастырском музее, вид монастыря показан однообразно – крестовидной формы церковь с тамбуром и с пристройкой корпуса трапезной и, возможно кельями второго этажа. Остальные постройки, похоже, были пристроены уже потом. Повторюсь, это только моё частное видение истории постройки монастыря и ни как не истина!!! (хотя я и надеюсь на обратное) Отвлекусь немного от рассказа. Тем, кто давно знаком с нашим сайтом, думаю, известно, что я абсолютно далёк от религии, все церковные и библейские легенды, пытаясь осмыслить с точки зрения точных наук, редко нахожу сколько-нибудь логичными. Но это не мешает мне уважать людей, проповедующих доброе и правильное. В этот раз по монастырю нас вёл экскурсией, как я уже говорил, здешний инок Армен, к моему удивлению, оказавшийся совершенно необычной личностью. Просто ломка стереотипов. К нам вышёл довольно молодой, улыбающийся и жизнерадостный, пышущий здоровьем невысокий человек в церковном одеянии, но совсем без бороды и усов. Свой рассказ он начал не со внушения религиозных постулатов, чего я, признаться, не хотел бы, но ожидал. Как равный среди равных, он попросту представился, в несколько минут он рассказал о принципах армяно-григорианских представлений на церковную обрядность и отличия обрядов этой церкви от присущих, привычной для большинства из нас, русской православной. Затем начался и рассказ об истории монастыря. Я слушал, как говорят, открыв рот. Рассказ был, на столько интересен, что даже и те его моменты, которые отражали религиозные сюжеты, как часть истории, воспринимались на одном дыхании. После услышанных слов о захороненных у нас под ногами людях, основавших монастырь, мне стало неловко, и я невольно стал искать место, куда было бы можно переступить, не трогая могильных камней. А сделать это оказалось не просто, если не сказать, невозможно. И ещё один момент - на входной двери в комплекс монастырских построек, вывешена табличка с предупреждением о запрете фотосъёмок на его территории, но когда я обратился к нашему гиду по монастырю с просьбой о разрешении фотосъёмки для размещения материала на нашем сайте, он это легко позволил и более того, попросил передать привет нашему Сурб-Хачу в Ростове. Естественно мной было дано обещание не затрагивать фотосъёмками церковных святынь, о которых будет сказано немного позже. Наверное нужно продолжить рассказ, описав немного сам комплекс монастырских построек. В здешнем музее висит на стене вот такая картина с его графическим изображением. Здесь монастырь показан в идеально восстановленном виде, что, увы, пока ещё не совсем так. Чтобы не портить хорошую картинку, я повторю её ещё раз, разместив на картинке указательные пометки. О всех элементах строения мы в принципе уже знаем, осталось только рассмотреть их истинное положение и как они выглядят. Номером 01 отмечена уже показанная в тексте выше, памятная доска. Здесь мы видим почти здания монастырского комплекса, который представляет собой соединённые воедино: входную пристройку (02) (наш гид по монастырю назвал вроде бы эту пристройку, оружейной комнатой, имея ввиду не то, что здесь находился монастырский арсенал, а наоборот, то, что входящий в монастырь вооруженный человек, должен был в этой комнате оставить своё оружие на всё время своего там пребывания); гавит (03) О нём уже сказано больше, чем достаточно, кроме того, что на его фасадной стене установлен большой колокол, который здесь обведён в красный круг (когда у меня разбежались глаза от моря новой информации, я совершенно упустил его, как и многое другое, из виду и не сфотографировал, хотя он был достоин этого своей необычной формой и похожестью на буддийский). На фото главный вход в гавит и далее в церковь; 04 – главное монастырское святилище, церковь Сурб-Ншан, Снять её полноценно можно было разве, что обойдя всё строение сзади, чего я, к сожалению, не удосужился сделать. Здесь вид из келейного дворика; келейный братский корпус (05), Вход к кельям предваряет доска с некими надписями (узнать бы, о чём это) и арка с нишами для ладоней по углам. Своего рода – санитарный кордон. Входя сюда, житель кельи прикасался ладонями к ним и тем самым очищался от «скверны»; Ещё вид келейного дворика Здесь входы в кельи справа. В центре вход на балкон второго этажа, которого пока не восстановили и слева крыльцо для входа в гавит. трапезная (06) Здесь её внутренние помещения со столами и двумя очагами В помещениях трапезной сегодня размещён музей монастыря кельи для духовенства (07) и внутренний дворик (08). Во внутреннем дворике проложены пути со входными дверями во все помещения, в т.ч. и на вторые этажи. На балконе второго этажа с кельями для духовенства подвешены ещё несколько колоколов поменьше. В описание не попал отдельно стоящий корпус, где сегодня проживает весь монастырский люд. На общем виде это стоящее справа здание. Покажу, за одно, ещё и одну из ниш с фонтаном. В землях Крыма, небогатых на чистую питьевую воду, вообще интересное отношение ко всем источникам воды. Любой родничок или общедоступный кран для воды здесь называют фонтаном. Началом традиции, видимо стал знаменитый Бахчисарайский фонтан, в котором вода вообще не льётся, а лишь капает. Вот и здесь, в Сурб-Хаче являются общедоступными сразу три фонтана, с которыми также связаны уже очередные, как мне представляется, легенды, уже нашего времени…. Впрочем, как знать? Теперь подробней о церкви. Вроде бы, неказистая и довольно скромная снаружи, внутри она выглядит более, чем солидно. В армянских традициях нет необходимости закрывать иконостасом алтарь церкви. Само убранство церкви, тоже не пышет изобилием икон, а тем более, золота. И как раз это и составляет основную силу воздействия этих стен на взгляд человека. Просматриваются отдельные пятна от ранее украшавших стены фресок. Сегодня они совершенно не читаемы. Но зато в центре купола в самом верху есть очень традиционное для армянской церкви, не то лепное, не то резное, изображение ягнёнка с крестом-хоругвью (агнец, несущий лабарум). Если подробнее, то выглядит он так: И последнее, как обещал я и монаху (не трогать фотосъёмкой святыню) и Вам, читатель, рассказать об этой святыне, покажу такое изображение, размещённое на страницах монастырской брошюры Икона не особенно старая, но является «списком» с другой, старой, выставлявшейся в одном из соборов Тифлиса – образ Спаса нерукотворного. Очень сложное для восприятия изображение. Легенда такова, что после распятия Иисуса, некто подошедший к его уже мёртвому телу вытер платком его лицо. Оно отразилось на платке чётким отпечатком. Позже, когда кто-то из близких этого человека вытерся этим платком сам, он оправился от какой-то тяжелой болезни. Изображением лика стали пользоваться больше и больше, но с целью сбережения самого этого нерукотворного лика, был сделан первый рисунок его на иконной доске, который и был выставлен в Тифлисе. Перед нами повторное его изображение. Трудность восприятия образа в том, что он выставлен, естественно, специально, в довольно тёмной нише церкви, и каждый смотрящий на него, в зависимости от своего психологического настроя или собственного желания может видеть лицо на иконе то с открытыми, то с закрытыми глазами. Я видел его и таким и таким. Ещё один обман зрения, произошедший со мной в Сурб-Хаче случился в музее. Я снимал разные его экспонаты и приметил очередной объект фотографирования – средних размеров ржавый, выполненный под старину, металлический крест. Уже потом, просматривая на камере и отбраковывая готовые неудачные снимки, я вдруг увидел, что крест совсем не ржавый, каким он был в музее. Что касается других реликвий, которые были описаны в стародавних книгах, мне сказать трудно хоть что ни будь. Мощи святого Георгия и святого Иакова. С Иаковом, возможно, проще. Это могли быть останки того самого «преосвященного Иосифа», имя которого было указано и на плане Старого Крыма от 1795 г. и архиепископа Овсепа Аргутуняна-Долгорукого, восстанавливавшего монастырь в тоже время. Вероятнее всего, даже, это могло быть одно и тоже лицо, просто названное сначала на русский манер, в другом случае, на армянский. О мощах св. Георгия просто ни чего вообще сказать не могу и о кресте с частицей древа от креста-распятия тоже. Современная история монастыря однозначно называет дату 1624 г., как год похищения казаками из кашота. Признаться, я не представляю о чём речь. Что за такой «кашот»? Местность или армия? Откуда? Если указывается предположение о похищении реликвии и её перевозке на Дон, следовательно имеются ввиду наши, донские казаки. А могло ли быть такое? Зачем на простой рядовой грабёж, донцы отправлялись бы так далеко? Может быть грабителями были другие казаки – запорожские? Они проживали гораздо ближе и грабителями были не меньше донских? Впрочем, ладно, всё равно не знаю. Факт в одном. После 1624 года и утраты своей реликвии у монастыря появились новые ценности в виде мощей двух святых. Ну а уж их судьбу, раз они описаны и в начале 20 века, вероятнее всего, прекратила громко ворвавшаяся в жизнь новая, советская власть. Сурб-Хач, Святой крест, взятый армянами с собой на Дон при своём переселении. Что это? Его история уже когда-то обсуждалась на наших страницах. И всё-таки… В крымских армянских культовых местах (а довелось в это лето мне побывать в двух из них – армянская церковь в Феодосии и конечно же, монастырь Сурб-Хач) стены обильно украшены массой таких рельефных изображений. Естественно, все они в равной степени могли бы стать объектом для вывоза в Дон. И далеко не факт, что взяты были самые огромные камни с резьбой. Нам уже известен один из них (см. здесь , в комментариях, пункт 9), а про остальные, которых, говорят, было 7 шт., возможно были не такие уж и крупные, раз смогли затеряться во времени. А может быть и были крупными. Целеустремлённые люди могут и горы свернуть. Но то, что мы не знаем ничего о их судьбе, тоже факт. Всё, рассказ мой подошел к концу. Им я и выполняю пожелание своего крымского знакомого, передать привет ростовской Армении. И в завершение своих впечатлений ещё раз хочу передать свою душевную благодарность за тёплый приём уважаемому Армену, служителю крымского монастыря, подарившему мне и всем нам возможность максимально близко познакомиться с предысторией Нахичеванских переселенцев и оставленной ими святыней. Прошу прощения у него за размещение, возможно, не совсем такого рассказа об его обители, который он мог бы ожидать. Но, хочу верить, что разместив все возможные взгляды на хроники монастыря, мне удалось сделать гораздо большее дело. Кстати, если ему доведётся прочесть эти строки, очень прошу отозваться и выйти на связь. У меня ещё осталась целая куча вопросов, которые я очень бы хотел задать. … Автобус нас нёс к следующей крымской достопримечательности – женскому монастырю памяти св. Параскевы. Экскурсовод вела рассказ о нём. Наверное, он тоже был интересен и полон различных историй… А у меня во всей голове - и в глазах, и в ушах, и, главное, в душе, был крымский Сурб-Хач, и за всем этим я совершенно не слышал нового рассказа. П.С. 1: Кстати - В монастыре пекут чудесную гату и хачапури и угощают чаем и кофе, которые нам очень оказались нужными, ввиду внезапно наступившего похолодания. Вид на последнем кадре сфотографирован как раз от местной чайной с названными вкусняшками. П.С.2: О современном Сурб-Хаче из г.Ростова н.Д., стаья здесь и здесь в двух частях Источники: личное, частично интернет, монастырь Сурб-Хаб в Крыму | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Alex272 (14.10.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2806 | Комментарии: 11
| Теги: | |
Всего комментариев: 11 | ||||||||||
| ||||||||||