[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
Вояж №1, а это Вояж №2 «Ведомости Ростовской на Дону Городской Думы» от 1869.11.16: «В пятницу 14.11 в 2.30 ч. (проездом в С.П-б) Их Императорские Высочества*, Великий князь Михаил Николаевич с Великою княгиней Ольгой Фёдоровной и Августейшими детьми изволили прибыть в Ростов экстренным поездом Грушевско-Ростовской железной дороги** из Аксая. Их высочества были встречены на станции ж.д. местными должностными лицами и гражданами с хлебом солью. Со станции Их Высочества сопровождаемые густой массой народа при громких криках «Ура», изволили отправиться в экипажах в приготовленное для них место в доме негоцианта И.Э.Скараманга***. На другой день Их Императорские Высочества в 11 часов дня, изволили отправиться в Собор и по выслушании напутственного молебствия на станцию Таганрогско-Ростовской ж.д.****, откуда изволили отправиться в г. Таганрог». … Отсюда они отъехали из Ростова. По сути, экскурсия – зимний вариант августовской, кроме деталей и пункта отбытия. Поэтому на них (деталях), да на их расшифровке и остановимся. Только комментарии: *) Михаил Николаевич, один из сыновей императора Николая 1-го, сын не старший, и наверное, поэтому, не претендент на Российский престол, тем не менее, он не был одним из многих десятков членов царского семейства, живших во дворце и радовавшихся жизни. Основная исполнявшаяся им должность - Кавказский наместник, при том, в самую горячую пору Кавказских воин и периода усмирения Кавказских племён, начала придания множеству здешних народов, государственности. Его супруга, немка, хотя, по нашему, Ольга Фёдоровна (по «ихнему» довольно сложно…); **) Здесь не сказано о том, что семейство прибыло сюда их Грушевской станицы, а из Аксайской станицы – не понятно. Вроде бы совсем рядом м можно было бы такое небольшое расстояние покрыть в самой обыкновенной карете. Не знаю чем это было вызвано, однако, раз уж зашёл разговор об этой дороге – несколько слов о ней. Эта дорога – первая из железных дорог, пришедших в Ростов. Открытие её состоялось 4.02.1868 г. , всего за 1,5 года до описываемых событий. Главной целью её постройки было связать угольные копи на северо-западе Донской области с портовым городом, для продажи угля по всему свету. Уголь дал начало промышленного подъёма на юге России и многократному повышению объёмов торговли в нашем городе. Добыча угля тогда велась довольно примитивными методами. Зачастую, открытым способом, хотя встречались и настоящие шахты. Вот пара снимков, выполненных в процессе угольной добычи в одной из грушевских шахт (сегодня, район города Шахты). Полностью этот альбом выложен на сайте Ростовской публички. Кто не боится – посмотрите. Жуть в чистом виде. ***) Как и в первом описании вояжа царственного семейства, опять дом Скараманга показан заметным ориентиром и даже больше - в этом доме семейство путешественников заночевало. Почему именно здесь? Кем был для Ростова грек с английским подданством, Скараманга? Одним из ранних источников знаний о нём для нас является книга Екатеринославского архивиста А.А.Скальковского «Ростов н.Д», С-Пб., 1846; Уже тогда он писал: «(1839) … начали отпускать из Ростова и шерсть испанских мериносов, что стало возможным, благодаря стараниям Торгового Дома Ралли – Скараманга, который платит больше, лишь бы сорты руна были лучше, что повлияло на помещиков-заводчиков, которые начали значительно улучшать свои тонкорунные стада»… «Сало рогатого скота и овечье, долго не могло установиться на Ростовском рынке, пока Ралли и Скараманга не решились завести своих постоянных агентов в Бахмуте, Луганском заводе и Аксае, для заказа и приема сала. Это началось едва с 1843 года…. Популярность ярмарок (в Ростове) отмечается как высокая, при том, как пример, на ярмарке 1846 года часть привезенных товаров (до 30…50%) оказалась не проданной, но при этом количество привезенного в этом году товара, в сравнении с предыдущим, было впятеро большим. Были привезены даже драгоценные металлы и драгоценные камни. Система заказа товаров крупными Торговыми Домами была постоянной и, вероятно твердой. «Купцы Великорусские и Армянские, наскоро, иногда даже с убытком, сбывают все свои товары (на ярмарке), лишь бы добыть готовых денег и с ними пуститься обратно для покупки хлеба, семян маслобойных, других товаров, доставлением которых они обязались с большими торговыми домами в Ростове: Ралли-Скараманга, Родонаки и Иемса». …Владея значительными капиталами и огромным кредитом за границей, дом Ралли-Скараманга, имевший уже конторы в Петербурге, Лондоне, Турции, Персии и Италии, не мог довольствоваться запасами местными, или ожидая привоза продуктов из окрестного края. Получив вместе с Иемсом большие заказы льняного семени из заграницы, они отправили своих агентов вверх по Дону, а так же в Черноморию, в Кавказскую область и Екатеринославскую губернию, для закупки всего количества этого, которое нашлось бы на местах. Плодом первого успеха были партии пшеницы, шерсти, сала и маслобойных семян. Более того, заведя отношения в Саратовской губернии, где была получена пшеница отличного качества, Ралли, Скараманга и Иемс, решились дать очень большие суммы в задаток хлебопашцам от Волги до Петербурга, где народ деятельный, но с трудом торгующий из-за отсутствия регулярного сбыта. Риск был большой из-за возможности не возврата сумм в случае неудачи, но судьба им благоволила и с 1837 по 1839 годы объем торговли удесятерился. После того как упомянутые ТД. обратили своё внимание на шерсть, помещики стали улучшать свои стада, видя, что торговцы требуют шесть только тонкорунных пород. В 1839-40-х годах к этим Домам присоединились другие купцы: Одесские – Родоконаки и Деазарта, и Таганрогский – Росси, после чего Ростовский рынок был окончательно упрочнен. Стабильность рынка характеризуется к примеру такими показателями – Саратовский купцы Масляников и Канин ежегодно стали прибывать в Ростов для получения от Ралли-Скараманга, Иемса и других торговцев задатки порой доходящие до ¾ оговариваемых сумм сделок. Домом Ралли-Скараманга были учреждены собственные амбары в Кагальнике, Аксае и Новочеркасске для ссыпки закупаемого в других краях льняного семени. В Луганском заводе и Бахмуте они устроили конторы для закупки скотского сала, которое от туда по Северному Донцу спускается к Дон и далее в Ростов. Наконец, у самого Ростова, они учредили шерстомойки. «По свидетельству нынешнего Городского Головы (1847) Крамаренко и несколько лет занимавшего ту же должность купца Содомцева, одни эти шерстомойки доставляют уже верный заработок для Ростовского рабочего класса, найдя там своё занятие. Там, во время мойки, взрослые работники получают от 40 до 50 копеек, а дети (от 8 до 10 лет), от 15 до 25 копеек серебром в сутки». Ростовское купечество предоставляет так же большие выгоды и военным командам. По словам Скараманги-младшего, управляющего конторой в Ростове, иногда в одно лето торговый дом их издерживает до 30.000 руб.сер. на уплату нижним чинам, работающим в гавани, в магазинах, или шерстомойках. В тоже время работой военных команд и для самой торговли оказывается важнейшая услуга по периодическому недостатку рук в самый разгар навигации. Обширная торговля развила и судоходство, преимущественно каботажное. Шкипера здешние широко уважаются и дорого ценятся. Патриархи здешних шкиперов Тарасенко, помнящий еще путешествие императрицы Екатерины 2-й по Днепру и Наливайко, более 50 лет плавающий по Черному и Азовскому морям, Днепру и Дону, отзывались о И.П.Скараманга словами: «Вот наш урожай и наша жатва!». Так же следует обратить внимание на то, что в связи с большими объёмами заграничной торговли и распространением влияния Т.Д. Ралли-Скараманга на большие пространства центральной России, большая часть наличных денег теперь в Ростов стала приходить не через Одесскую, как раньше, а Петербургскую биржу. Способствовало этому ещё и то, что сам Ралли основал в столице собственный банковый дом; 1846 – Работает большая шерстомойка Т.Д. Ралли-Скараманга, «на берегах Дона, на Темерницком озере и в ериках» (большой водоём на пол пути к Батайску); И из более позднего: Скараманга Лука, таганрогский 1-й гильдии купец с февраля 1841 г. причислен в потомственные почетные граждане (журналы заседаний Ростовской Городской Думы); Скараманга Стамати Евстратович: 1884 - Механический завод в Ростове н.Д. «Скараманга и Ко», учрежденный в 1873 г.; 1890 - Торговый дом Скараманга-Мануси и Ко просит Думу о разрешении огородить арендуемое им место на берегу Дона забором (для склада угля для собственных пароходов); Скараманга и Ко: 1894 г. – механический завод в г.Ростове н.Д., на Темерницком проспекте, основанный в 1873 г., производит при 1 паровой машине в 4 силы, 3-х горнах, 9 разных станках, ремонт паровых судов, на 28 тыс.руб. при 32 работающих («Указатель фабрик и заводов европейской части России, по официальным сведениям Департамента Торговли и Мануфактур», Орлов П.А. и Будагов С.Г., С-Пб, 1894); Я думаю, достаточно. Мы видим, что причины того, чтобы у русского грека с английским подданством, был один из лучших домов в Ростове, были. Это сегодняшние виды дома Скараманга О нём самом немного было в первой части ("Вояж №1) ****) Железные дороги России строились по этапам. Когда в Ростов прибыл самый первый поезд, вокзалом ему был небольшой домик на набережной внизу Богатянского спуска (см. «Вояж №1»). Второй, пришедшей в Ростов железной дорогой стала «Курско-Харьковско-Азовская». Это случилось в ноябре 1869 г.. Газета от 1869.11.12. сообщит: «В среду 12 ноября в 2 часа по полудни, на Ростовскую станцию из г. Таганрог прибыл первый пробный поезд Курско-Харьковско-Азовской ж.д.», поэтому, будущий наместник очень и очень рисковал своей жизнью и жизнями членов своего семейства, решившись на поездку по ещё неоформленной полностью, дороге. В 1870-м: 13.02. произошло собрание гор.думы по обсуждению ходатайства «о соединении Грушевской дороги с Таганрогскою». Только в конце января 1870 г. будет объявлено: «Пассажирский №1-й поезд из Таганрога в Ростов будет приходить в 9.45 утра и обратно отходит в 11.15 ч. утра». Дорога из Таганрога в Ростове заканчивалась там, где сегодня находится станция «Ростов-берег», в границах арендованных земель Гниловской станицы. Паровозное депо Курско-Харьковско-Азовской сохранилось до наших дней. Правда функциональность здания сегодня другая.: Здесь местная котельная. Сегодняшний адрес здания – ул. Амбулаторная 97. Сохранилось ли, хотя бы частично здание вокзала этой дороги, не знаю. Когда более года назад довелось здесь прогуливаться, ещё не представлял, что следует искать. Руин и существующих старых построек вдоль дороги немало, но что из них было вокзалом? До сих пор об этом здании можно было только догадываться, рассматривая вот этот, довольно известный снимок: Теперь пришло понимание о том, каким он всё же был. Вот его, полный, хотя и не очень хороший, вид границы 19 и 20 в.в.. Здесь же на возвышенности (так же обведено рамкой), второе здание, накладывающееся фоном к изображению ж.д. станции на предыдущем кадре. Пока это всё. Источники: личный архив, ДГПб, интернет | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Alex272 (07.03.2015) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3626 | Комментарии: 4
| Теги: | |