[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
1 Почти два десятилетия уникальное театральное здание Ростова-на-Дону и нашей страны простояло в ожидании возрождения. Очищенный от битых стекол, с огромной дырой - напоминанием о минувшей войне, театр по-прежнему служил доминантой главной площади города, притягивая к себе ростовчан, фотографировавшихся на его фоне во время праздников, массовых гуляний и просто на память. В 1948 году были закончены работы по реставрации архитектурных сооружений западного партера Театральной площади. С помощью мастерских ростовского Художественного фонда восстановили скульптурную группу и чашу фонтана, а также отремонтировали каскадные лестницы и насосные установки фонтанов. В 1949 году по-новому оформили главный вход в парк Революции, просуществовавший в таком виде около двадцати лет. О состоянии театрального здания неоднократно составлялись акты, один из которых послужил пояснительной запиской к проектному заданию восстановления и реконструкции театра: «Здание Ростовского-на-Дону драматического театра им. М. Горького было построено в 1935 году по проекту академиков В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха со зрительным залом на 2200 мест и концертным залом на 700 мест (количество мест в разных документах варьировалось (прим. автора). В 1943 году здание было взорвано в своей центральной части и подожжено немецкими оккупантами. Два взрыва – в зрительном зале и на сцене – обрушили перекрытия и привели в негодность другие конструкции. Пожар, возникший при взрывах, уничтожил все сгораемые части здания, повредил металлические конструкции и частично штукатурку перекрытий и стен. Наибольшие повреждения относятся к зрительному залу и сценической коробке. Менее пострадала южная часть здания: вестибюль, фойе. В частности, хорошо сохранились лестницы. Неповрежденными остались облицованные мраморными плитами ступени и площадки лестниц. Стены здания, в основном, сохранились, кроме участков, ограничивавших зрительный зал, где произошло обрушение металлических стеновых ферм». В 1946 году на стадии изыскательских работ обнаружилось повышение грунтовых вод под фундаментом с прежних 17-ти до 4,5 метра. Такое резкое увеличение их положения объяснялось беспрепятственным попаданием атмосферных осадков в разрушенные сцену и зрительный зал, а также утечки воды из поврежденной, долго не перекрываемой, водопроводной сети в северо-восточном углу здания, и отсутствием стока поверхностных вод с территории театрального сквера. Однако в результате изыскательских работ выяснилось, что ее подъем связан с наличием на участке театра неглубокого водоносного горизонта – «верховодки», и полное осушение участка возможно только проведением дорогостоящего дренирования. Из-за высокой стоимости этих работ проводилось лишь частичное осушение участка. Поэтому, при восстановлении здания в конце 1950-х годов, фундаменты укрепили водостойким материалом и вели дальнейшее строительство без превышения существующей на него нагрузки. Следует признать, что в восстановленном и почти готовом к эксплуатации здании, в подвалах выносных пилонов, а впоследствии и под всем зданием, снова обнаружилась вода, которая на протяжении десятков лет периодически откачивалась. Привлеченные к восстановлению здания архитекторы В. Г. Гельфрейх и В. Я. Кабанов (В. А. Щуко умер в 1939 г.), предложили восстановить театр в прежнем объеме (220000 м/куб) с уменьшением зала до 1580 мест и сохранением первоначального облика, но со значительным изменением внутренних помещений театра. По новому проекту сцена и зрительный зал реконструировались, совершенствовалась механизация сцены, осветительная аппаратура, предусматривалось богатое убранство зала с бенуаром и бельэтажем, театр мог использоваться не только для драматических, но и оперно-балетных постановок. Над главным фойе предполагалось построить помещение для областной филармонии с концертным залом на 500 мест, а на площадке перед зданием предполагалось установить большую статую писателя Максима Горького, имя которого носит театр. Но, несмотря на то, что новый проект понравился ростовским партийным организациям, в Москве он не был утвержден из-за его высокой стоимости и слишком большого объема здания. В 1953 году комиссией Министерства культуры СССР и Государственным комитетом по делам строительства было дано указание значительно сократить объем театра за счет смещения сцены и зрительного зала в сторону вестибюля и фойе. При этом сценическая коробка размещалась на месте прежнего зрительного зала, а тот, в свою очередь, врезался в пределы прежнего фойе. Оставшуюся северную часть здания предполагалось использовать с другим назначением. На схеме карандашом помечены новое место сцены и зрительного зала, и перечеркнута часть, больше не относящаяся к театру. После войны был решительно взят курс на замену в архитектуре стиля «конструктивизм» на «неоклассицизм». И. В. Сталина стали раздражать «фабрично-заводские» окна в жилых и общественных зданиях. Поэтому в проектах восстановления театра, при сохранении высотных соотношений основных объемов, полностью менялся его внешний вид, решаемый в русских классических архитектурных формах. Прежде всего, предусматривалась ликвидация существующей композиции – боковых галерей на круглых столбах и стеклянных пилонов с лестничными клетками, но с сохранением центральной части здания как гармонирующей с окружающей средой. Авторская группа Ростовгражданпроекта в составе архитекторов: Н. Семененко, В. Леонтьева, В. Разумовского и инженера М. Кюриньяна разработала проект восстановления и реконструкции театра, напоминавший своей помпезностью и декоративностью Большой театр в Москве. Однако Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», опубликованном в центральной печати в ноябре 1955 года, решился вопрос о том, чтобы оставить первоначальный вид здания, как не требующий кардинальной перестройки и дополнительной художественной отделки. Министерство культуры РСФСР совместно с центральным правлением Союза советских архитекторов СССР и Академией архитектуры отменило утвержденный в 1955 году проект и дало задание той же группе архитекторов максимально сохранить внешний облик строения с изменением внутренней планировки. Иногда промедление оказывается судьбоносным. Если бы работы по восстановлению театра начались на пару лет раньше, уникальное здание нашего города мы смогли бы видеть только на открытках довоенных лет. 2 Пока решался вопрос, каким должно быть здание театра на главной площади города, труппа работала в наскоро переустроенном, бывшем клубе работников связи. Это было единственное строение в Ростове, пригодное для театральных представлений и наименее пострадавшее во время войны. После реконструкции в его зале, за неимением другого помещения, часто проводились партийные конференции и заседания, что заставляло труппу временно выступать на сцене Дома офицеров. В театре сохранились костюмы и декорации лишь текущих спектаклей, которые были эвакуированы вместе с труппой. Те, что оставались в Ростове были разграблены или сожжены. Поэтому на протяжении многих лет администрация театра не раз обращалась с предложением купить у населения старинную одежду или мебель. В 1946 году в Ростов приехала актриса Вера Петровна Марецкая и приняла участие в спектакле по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы», поставленном режиссером Ю. А. Завадским в театре М. Горького до войны, в котором играла главную роль. Мало кто знает, что в Ростове, на базе театра им. М. Горького, еще до войны было образована театральная студия, готовившая артистов для своей труппы. После войны она открылась вновь, и студенты, осваивая основы актерского мастерства, сдавали экзамены, играя эпизодические роли и участвуя в массовых сценах идущих постановок. С 1949 по 1953 год театр им. М. Горького возглавлял Заслуженный деятель искусств Лев Сергеевич Рудник, приехавший в наш город из Москвы. В репертуаре этих лет преобладали советские пьесы военно-патриотического содержания, но важное место занимали русская и зарубежная классика и, конечно, пьесы М. Горького, чьим именем назван театр. Несколько постановок были осуществлены по произведениям Анатолия Владимировича Софронова, родившегося в Минске, но в молодости проживавшего в Ростове и работавшего на Ростсельмаше фрезеровщиком и слесарем. Там, в заводской газете впервые проявились его способности к поэзии и прозе. После окончания литературного факультета Ростовского пединститута, А. В. Софронов написал много пьес и популярных в стране текстов песен, включая наш ростовский гимн «Ростов-город, Ростов-Дон». В 1946 году были поставлены сразу два спектакля по его произведениям: «Московский характер» и «В одном городе» - идеологически-политического содержания, что, по мнению некоторых критиков, несколько снижало их художественную ценность. Несмотря на то, что с 1953 года А. В. Софронов стал главным редактором, популярного в советские годы, журнала «Огонек» и давно покинул Ростов, театр драмы им. М. Горького еще не раз обращался к его творчеству: «Сердце не прощает» (1955), "Странный доктор» (1970), «Стряпуха» (1984). В послевоенный период в театре стали появляться постановки по пьесам и других донских авторов: В. А. Закруткина - «Плавучая станица», Д. Петрова (Бирюк) – «Грозный Дон» (1954), М. А. Шолохова - «Поднятая целина» (1957). 3 В 1956 году приступили к разборке поврежденных конструкций. Работа затруднялась тем, что при создании новой сцены и зрительного зала, приходилось увязывать старые конструкции с новыми, тщательно проверять под нагрузкой все оставшиеся перекрытия, при необходимости заменять. Как и при строительстве театра, снова были сооружены временные производственные мастерские, помещавшиеся теперь в самом театральном здании - в его северной части. И снова в них изготавливалось все необходимое: от подгонки облицовочных плит до мягкого инвентаря (обивка, драпировки, занавес). Внутри театра, в бывших гримуборных и других помещениях, разместились: склады, контора, столовая для рабочих с подвозом пищи, красный уголок. И так же, как при возведении театра до войны, большинство членов рабочих бригад не имело опыта в таком масштабном строительстве. Опыт обретался в ходе работы. Из-за коррозии и деформации пришлось заменить выполненные из черного металла переплеты всех стеклянных поверхностей с изменением первоначального рисунка. В целях экономии средств, было решено не использовать чистый мрамор для оформления лобной части, а заменить его штукатуркой, смешав белый цемент с мраморной крошкой. Щели лобного плато, собранного из плит одинакового размера, предполагалось затереть, отшлифовав их до абсолютной гладкости, но так и осталось в виде руста, вызывая уверенность у ростовчан, что так и задумывалось. Попытка сохранить части боковых и главного фасадов, облицованных инкерманским камнем, нанесением каменной штукатурки лишь в пострадавших от войны местах, со временем, заставит театр производить череду бесполезных косметических ремонтов этих поверхностей. А вот гранитные плиты снимались и, отполированные заново, возвращались на место. Были очищены и восстановлены пострадавшие от осколков снарядов несколько фигур легендарных горельефов скульптора С. Г. Королькова. Архитекторы института Ростовгражданпроект, совместно с одним из авторов довоенного проекта профессором В. Г. Гельфрейхом, произвели полную внутреннюю перепланировку здания. В составлении проекта сценической части большую помощь специалистам оказали творческие и технические работники театра им. М Горького. Для них были предусмотрены все необходимые помещения: репетиционные залы, производственно-технические цеха, гостиные, гримуборные. Зрительный зал уменьшился до 1200 мест и выдвинулся в сторону главного фасада, частично захватив территорию прежнего фойе. Повторив довоенную форму - подковы, он приобрел некоторую театральную элегантность, имея теперь, помимо балкона, амфитеатр и бельэтаж. Сцена шириной - 24 метра с поворотным кругом в 17 метров оставалась довольно большой, включая еще и оркестровую яму для возможности показа оперных и балетных спектаклей. Все разработки театрального оборудования: поворотный круг сцены, кинодекорации, стереозвук, замена довоенной системы вентиляции зала на систему кондиционирования, освещение сцены, спрятанное, как и до войны, в складках потолка, проводились ростовским «Горпроектом». В оформлении интерьеров сыграл решающую роль «минимализм», вошедший в моду в 1960-е годы: высокие, кремового цвета, стены, обрамляющие сцену, ленточное освещение, широко вошедшими в обиход, лампами дневного света под балконом и бельэтажем, такие же высокие, создающие атмосферу огромного пространства, стены фойе, из-за чего мебель - банкетки и кресла - казалась крошечной у самого пола. Люстры на потолках фойе, запланированные послевоенным проектом, были заменены на орнаментально расположенные люминесцентные светильники в угоду моде 1960-х годов. Из ценных пород дерева были изготовлены паркетные полы и парадные, двери в зрительный зал. По проекту, над главным входом в зал предусматривалась инкрустация в виде парящего Буревестника – героя поэмы М. Горького «Песня о Буревестнике». В некотором роде - бренд, как в МХТ им. А. П.Чехова – Чайка, а у нас – Буревестник. Символично. Жаль, не случилось. Двери, в конечном варианте, заменили тяжелыми, полированными, похожими на вход в помещения партийных заседаний. Зрительный зал украсился удобными, с высокими спинками, креслами на поролоне, обтянутыми красным плюшем. Буфеты и курительные получили новое оформление – двери из стекла, используемые и поныне. В вестибюле, как уже говорилось в третьей части рассказа о театре, сохранились грибовидные колонны – одна из довоенных интерьерных разработок архитектора Льва Леонидовича Эберга. И не пострадавшие от взрыва, мраморные лестницы. Помещения закулисной части театрального здания поделились на женскую и мужскую половины, где в двух этажах по обе стороны сцены (как и в довоенном проекте) располагались соответствующие гримерные. Окна женских гримуборных выходили на запад - на сквер с фонтаном, мужских – на восток - на парк им. Революции. Также на женской половине находились: кабинет директора, отдел кадров, кабинеты главных режиссера и художника, декорационный, женский костюмерный и пожарный цеха. Долгое время там, в небольшой мастерской работал уникальный сапожник Гертман Михаил Борисович, изготавливавший обувь специально для исторических спектаклей. На мужской половине, кроме гримерок, располагались кабинеты заведующих труппой и постановочной частью, экспериментальная сцена (она же репетиционный зал), склад и цеха: бутафорский, художественный, мужской костюмерный, монтировочный и пошивочный. На первом этаже мужской половины находился закулисный буфет для артистов и работников театра, служивший не только обеденным залом, но и местом проведения небольших капустников, поздравления сотрудников с праздниками и других мероприятий. Считается, что в театре пять этажей, но это условно, ибо высота здания равняется десятиэтажному дому, и внутренние помещения располагаются на каждой лестничной площадке. Последний пятый этаж позволял выйти в выносные галереи здания. В левой – западной - галерее планировалось разместить банкетный зал с небольшой эстрадой, ресторан и биллиардную. Но ее полностью отдали Научно-методическому центру народного творчества и культпросветработы областного управления культуры, занимавшемуся организацией и проведением городских праздников, смотров, демонстраций, а также составлением методичек по развитию культуры в Ростове и Ростовской области. В правой – восточной – галерее в 1963 году открылось ростовское отделение Всероссийского Театрального Общества (ВТО) с библиотекой, маленьким буфетом и гостиной. На стенах длинного коридора стеклянной галереи устраивались выставки картин местных художников. В 1980-х годах ВТО было переименовано в Союз Театральных Деятелей (СТД). В центре верхнего объема здания расположился зрительный зал на 450 мест, считавшийся малой сценой театра. В этом зале в 1970-1980-е годы на дневном сеансе демонстрировались редкие, некассовые фильмы по заявкам зрителей, а в небольшой гостиной проводились творческие вечера артистов, как своих, так и заезжих «звезд». Концертный зал с атриумным потолком проектировать не стали, вместо него под крышей было выделено большое помещение для росписи задников и кулис с романтическим кулуарным названием «Седьмое небо». Долгое время после реконструкции 1963 года на мужской половине оставались невостребованными пустые помещения без окон, назначения которых никто не мог объяснить. Вероятно, именно там, в середине 1990-х годов был обнаружен архив легендарного артиста Г. Е. Леондора, предположительно, переданный музею театра, вновь созданному в 1983 году, по предложению Русановой Ирины Георгиевны (жены директора театра Г. П. Стругача). О Григории Евсеевиче Леондоре – уроженце Ростова-на-дону – стоит рассказать особо. Его творческая деятельность на сценических подмостках началась в 1915 году. Сменив несколько театров, он с 1932 года всю оставшуюся жизнь работал в ростовской труппе театра им. М. Горького. Как талантливый, незаурядный артист, режиссер, имеющий большой сценический опыт, Г. Е. Леондор после войны несколько лет возглавлял театр, был председателем правления ВТО и самостоятельно поставил несколько спектаклей: социальную драму «Глубокие корни» - американского драматурга Арно Д’ Юссо, приключенческую пьесу братьев Тур и Л. Шейнина «Кому подчиняется время» о трудной миссии русского разведчика в тылу врага, русскую классику – А. Островского «Последняя жертва» (раскритикованную В. Закруткиным в газетной публикации за неправильно истолкованную идею «темного царства»), М. Горького – «На дне». Сам Григорий Евсеевич играл, в основном, характерные роли, играл превосходно, и был востребован при любом руководителе театра. Его талант высоко ценил режиссер Ю. А. Завадский и не терял надежды переманить замечательного артиста в свою московскую труппу. Но Г. Е. Леондор остался верен театру им. М. Горького до конца своих дней. Заслуженный артист – 1942 г., Народный артист – 1947 г. Похоронен в 1959 году на Братском кладбище. Вся северная часть театрального здания, как известно, отошла Зеленому театру, выполненному по инициативе и проекту архитекторов В. Н. Разумовского и В. А. Аникина. В нем, открывшемся уже в 1960 году, под открытым небом могли разместиться 3000 зрителей. На его сцене выступали как самодеятельные коллективы, так и известные артисты советской и зарубежной эстрады, проводились фестивали и конкурсы. Внизу под боковыми зрительскими местами в светлых высоких залах разместились буфеты и кафе. Однако время не пощадило его, и в коммерческие 1990-е годы Зеленый театр сначала прекратил работу, а потом, как любое неиспользуемое строение, начал разрушаться, покрывшись буйной зеленью забвения. Более двадцати лет не находилось возможности для его восстановления. Взятый в 2000-х годах в аренду вместе с парком, Зеленый театр не представлял интереса для арендатора. Но в 2018 году все-таки пришлось провести некоторую реконструкцию, дабы не портить вид парка неприглядным видом руин. Теперь летняя площадка может вмещать только 1200 человек и готова для показа фильмов, спектаклей, концертов, а также проведения различных мероприятий. По проекту планировки города намечалось создать широкий зеленый спуск с живописными лестницами, который свяжет Театральную площадь с набережной – подобие проектируемой до войны Аллеи искусств. Этот зеленый коридор мог еще больше открыть площадь, и театральное здание, перед которым предполагалось воздвигнуть монумент в честь освобождения Ростова от немецких оккупантов советскими войсками в 1943 году. Вот как писала об этом газета «Молот» от 6.02.1960 года: «Проект предусматривает создание в районе Театральной площади архитектурного ансамбля с двумя фасадами. Высокий металлический пилон будет увенчан фигурой воина-освободителя. По обе стороны от него расположатся две скульптурные группы, отражающие эпизоды боев за освобождение Ростова и героический труд советского народа в дни Великой Отечественной войны. Проектируется создать небольшой водный бассейн и по обеим сторонам его - «Аллеи героев». Вдоль аллей будут установлены скульптурные портреты воинов Советской Армии, партизан, народных ополченцев, покрывших себя неувядаемой славой в боях за освобождение Ростова». Но прошло более двадцати лет прежде, чем появился монумент, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, с бассейном, но без «Аллеи героев». Стоит вспомнить еще об одном легендарном здании – Доме актера. Во время войны, пострадал лишь его северо-восточный угол. Именно туда попал вражеский снаряд. Проект восстановления и реконструкции Дома актера готовил сын автора первоначального проекта - Леонида Федоровича Эберга – Лев Леонидович. Восстановленную часть здания передали художественному фонду, и вместе с актерами стали соседствовать художники. В 1944 году в Доме актера, в южном корпусе, где до войны находилось театральное училище, разместилось музыкальное, просуществовавшее там до конца 1960-х годов, пока не переехало в новое, специально построенное для него, здание. В 1945 году газета «Молот» напечатала объявление о новом наборе учеников. В 1950-х годах Дом актера, возродившись в прежнем качестве, служил образцом содержания. Но ничего вечного не бывает, и через тридцать лет строению снова потребовался капитальный ремонт. Все ремонтные работы привели лишь к упрощению фасада дома. В южном корпусе, где размещалось общежитие, были сняты балконы ввиду их аварийности, а впоследствии долго вынашивались планы по сносу здания. Однако Дом актера продолжал жить, пребывая длительное время в плачевном состоянии, испытав на себе все проблемы и тяготы 1990-х, а также 2000-х годов, когда очередной раз решалась его судьба. Но, похоже, у здания есть свой ангел-хранитель, оберегающий его и позволяющий, преодолевая препятствия, и дальше служить людям, храня историю и память о тех, чьи судьбы тесно переплелись с его судьбой. 21 апреля 2015 года Дому актера, по инициативе группы жильцов, был присвоен статус «объекта культурного наследия России», а в 2020 году, наконец, произведен и капитальный ремонт, облагородивший внешний вид этого удивительного и неповторимого здания, форма которого увековечила память об актрисе Зинаиде Зорич. Окончание следует 2022-2023 гг. С благодарностью автору, подложу к тексту ещё одно фото сравнительно свеже-отремонтированного театра. /alex 272/ Источники: Материалы Гаро, газета "Молот" 1943-1963, фото из открытых источников интернета и личного архива | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (15.01.2024) | Автор: Елена Игнатова | |
Просмотров: 460 | Комментарии: 4
| Теги: | |
Всего комментариев: 4 | ||||
| ||||