[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Отец Федор: «…Я отдам Вам Вашу колбасу!!!» (И.Ильф, Е.Петров, «12 Стульев») Два взгляда на одну личность. Взгляд первый: Уже давно рассказывают как факт то, что у нас в Ростове, на ул. Московская в доме 72 находилось то самое адресное бюро, в котором отец Фёдор узнавал адрес инженера Брункса, владельца 12 мягких полукресел, ранее принадлежавших, как известно, генеральше Поповой и что это бюро там находилось так долго, что дожило до границы веков. Однако, не смотря на то, что многие из нас вполне конкретно помнят вывеску этого учреждения, сторонников этой истории разочарую - это не правда! События «Стульев» происходили вокруг 1927 года, а в 1920-х годах адресное бюро находилось где угодно, только не здесь. По справочнику «Весь Ростов» за наиболее близкие к описываемым временам, 1925…26 годы располагалось оно совсем не здесь, а на Сенной, в здании бывшей торговой школы, а в следующем доступном нам справочнике, за 1928 год, местом стола справок показан адрес на Красноармейской в д. 154. Увы, это очередная легенда… Тем не менее не всё в этот раз, из того, что касается «12-и Стульев» и нашего города, вымысел. Есть и кое-какая связь (не скрою – надуманная). Хотя и не самая главная, но одна из центральных фигур романа, отец Фёдор, жил в начале 20-го века в некоем г. Старгород. Служитель культа был личностью душевной, доброй,… опять же, семейной. В обществе земляков на своей малой Родине он пользовался непременным уважением, при том, на столько большим, что первые его лица, включая предводителя местного дворянства, непременно пользовались именно его услугами для отпевания усопших близких (правда, происходило это скорее всего, лишь от того, что он там был просто единственным служителем культа). Однако при столь серьёзной занятости наш герой совсем не растерял к своему почтенному возрасту, азарта и молодой целеустремлённости и на столько не растерял его, что был не прочь поучаствовать в разного рода авантюрных, как сегодня говорят, «проектах», пытаясь суммировать заработок от трудов праведных и от этих самых «бизнес-проектов», неуклонно стремясь воплотить в жизнь конкретную свою мечту – поиметь к возрасту поближе к покою, маленький свечной заводик и жить себе при нём со своей «матушкой» в радости, …однако обстоятельства сложились так, что последней его репликой в романе, было громогласное: «Снимите меня отсюда, я отдам Вам Вашу колбасу!»... Мой сегодняшний рассказ о ростовчанине 2-й половины 19, начала 20-го века. Священник Маляревский Федор Артемьевич, а он же и есть наш Ростовский «отец Федор», проживал в доме по сегодняшнему адресу «Социалистическая 102», в «эпоху до исторического материализма», звучавший как, Никольская 102, а ещё раньше , в начале 1890-х гг. Никольская 80. Для пущей наглядности адреса покажу это место вот так: И ещё вот так: Нимб с крылышками почти золотого цвета, показывают Вам его дом. Служил Федор Артемьевич (иногда писали, Артёмович) рядовым священником, одним из двух, при одной из центральных для Ростова, Казанской церкви. Церковь находилась «в 2-х шагах» от его дома, что вполне видно на последнем изображении выше, и занимала пол квартальной застройки, очерченной улицей Казанской (сегодня Серафимовича), Казанским же переулком (сегодня, Газетным), улицей Никольской («Социалкой», по нашему) и переулком Николаевским (или просто, Семашкой), что вполне видно на фрагменте городского плана картинкой выше. Кроме самой церкви, её двор занимали традиционные для этих учреждений богоугодные и хозяйственные заведения, одной из которых там была «2-я Казанская» церковно-приходская школа (ЦПШ), при которой служили несколько учителей и при которой был законоучитель, должность, в которой первое время и состоял священник отец Федор Маляревский. «Первое время», это от того, что, хоть священником этой церкви он продолжал быть, но на посту учителя религиозной школы его сменили, сначала некто А.Данников, чуть позже, священник, отец Александр Романович Краснокутский…. Вообще смена мест трудоустройства о. Фёдора достаточно интересна, если не сказать, занимательна. Первое, что вызывает недоумение в его личности, это то, что и в 20, когда он уже стал служителем, и в 28, когда он уже стал трудиться в Казанской церкви Ростова, и даже в в возрасте 65 лет(!) в 1908 г., он всё ещё значился студентом. В Епархиальном справочнике этого самого 1908 года так и сказано о его учёной степени – «студент Екатеринославской Духовной семинарии». Я пока не вижу другого понимания этой информации, кроме того, что в самой своей молодости он жил довольно бурно и, наверное, буйно, как, к примеру, Хома Брут из «Вия», за что отчислен не был, но взял, как многие берут студенты сегодня, т.н. «академ» и ушел в отпуск, после чего уже в семинарии «вечный студент» больше не появлялся для учёбы, а лишь только заходил продлить отпуск. А как бы Вы могли объяснить эту ситуацию? Откуда о.Фёдор взялся у нас в Ростове сегодня сказать трудно. Служить вообще он начал в 1863 году в 20-ти летнем возрасте, а в Ростове появился в 1871 году и, можно сказать, сразу ворвался, как говорится, в самые «жаркие точки» в жизни города. Какими-то талантами (или связями) он обладал. Самое раннее найденное упоминание о нём в Ростовских исторических источниках (1880 год) говорит о его членстве в совете Детского приюта, стоявшего на Ново-Казанском переулке – «Маляревский Ф.А., священник, постоянный почётный член». Чем он успел удостоиться такого статуса? Ну да ладно, не будем придираться, продолжим в последовательности согласно поступления информации. В иерархии Казанской церкви было несколько служащих, в т.ч. верховный из них – протоиерей Михаил Федорович Прокопович и два священника - наши знакомые духовные лица и преподаватели ЦПШ, отцы Федор Маляревский и Александр Краснокутский, а также другие – диаконы, псаломщики и прочие лица. Немного остановимся на небольшом описании двоих из них. Коллега отца Фёдора, о. Александр, подрабатывал в другом, не менее богоугодном заведении, в «Окружном попечительстве детских приютов». Житие его происходило также в собственном доме, по адресу Никольская улица № 104, как раз по соседству с которым и поселился наш главный герой. Напрашивается ситуация по которой можно полагать, что о. Фёдор вообще, очень уважал служить, селиться или просто находиться рядом с людьми заметными, тем более, общественно значимыми и мягко говоря, полезными. Посмотрите на состав попечительства Детского приюта, в котором он состоял. Сплошь «полезные» люди. Окружал себя г-н священнослужитель таким же, нужным обществом даже в быту. В 1889 г. в доме о.Федора квартировал адвокат, кандидат прав Купреянов Леонид Васильевич. В разное время в его доме квартировали, ещё один адвокат, гимназический инспектор и даже настоятель центрального ростовского собора, протоиерей И.А.Покровский…. Как видим, простых мелких чиновников, а тем более, мещан, здесь не проживало. Служба в Казанской, под началом М.Ф.Прокоповича тоже существенно помогла в житии отцу Федору, т.к. состоял его начальник в составе Окружного училищного совета. Личные связи отца Фёдора с людьми, связанными с учебными заведениями Ростова не могли не оказать ему содействия для его собственноличного трудоустройства. Как мы уже знаем, о.Фёдор преподавал в церковной школе при Казанской церкви. Но он был мудрым человеком и конечно понимал, что нельзя «класть все яйца в одну корзинку», и одновременно с этим местом, имел службы (на всякий случай) ещё кое где. Он начинает трудиться в других, самых разных, школах. Первым его замеченным «совместительством» стала работа в 3-х классном Ростовском н.Д. Городском училище. Оно было, так же как и всё, до сих пор окружавшее Фёдора Артемьевича, рядом с Казанской, на Соборном переулке в доме Ященко. Училище было крупным, аж на 128 учащихся. Это было уже в 1885 году и служба его там продолжалась не менее, чем до 1891 года. О дальнейшем можно съязвить, сказав, что 3-х классное училище, это, конечно, хорошо, но примитивно просто, просчитав пропорцию, можно предположить, что в 4-х классном, зарплата на четверть должна была стать выше. Так или нет, но в 1893-м он уже законоучительствует в Ростовском 4-х классном училище. И наконец, он ухватил свою птицу счастья прямо за обе лапы - Тот же, 1893 год: Это был новый шаг в карьере священника – преподавателя. Частное училище, это ЧАСТНОЕ (!!!).Как водится, городские образовательные заведения обычно финансируются скромно из сумм от городского бюджета, частных пожертвований, различных благотворительных сборов и т.п., проще говоря, нестабильно, поэтому служа в церковно-приходской школе или в Городских училищах вряд ли можно было бы рассчитывать на серьёзные денежные доходы. К частному заведению Надежды Ивановны Ющенковой отец Фёдор был «привязан» несколько лет. Училище находилось тоже неподалеку от описываемого места, на Казанском пер. в доме Шендерова. Где был этот дом конкретно, я не пытался установить, и так понятно, что близко. Службу в Городских училищах наш «совместитель» тоже не бросил, тем более, что 4-х классное училище подняло свой статус до 5-ти классного. Это 1896 год. Училище, если так можно сравнивать, стало для того времени, почти университетом. Как видим в этой рекламной заметке, оно стало платным для учащихся и даже стало давать льготы для выпускников на «откос» от армии. В 1898 г. училище Ющенковой переезжает на ул. Московскую в дом Дмитриева. Благолепная ситуация о.Фёдорова всё ещё продолжается, но конец её уже близок. В 1902 г. училище Ющенковой «забежало» аж в станицу Батайскую. Причины этого не ясны, но факт есть факт. Там законоучителем уже стал другой. Опять о доме Маляревского. Мы уже в курсе, что г-н отец Фёдор селил к себе квартирантов, при том квартирантов не случайного уровня. Сегодня бы сказали, что свои квартиры он предоставлял «вип»-персонам. А «вип»-персоны, как мы сегодня знаем, это лихой разгул, кабаки, и прочие специфические радости. Не верите, что в старое время было так же? А как Вам вот такое свидетельство: Стоит отметить и масштабность его «проступка». В списке из человек, приблизительно, 25…30-ти, таких же оштрафованных, почти у каждого сумма штрафа – 3 рубля, и только у двоих эта сумма определена в 5 руб. и 6 руб. Я здесь, кроме дома Маляревского, подчеркнул уже знакомый нам дом торгового казака Мухина . А теперь вспомним, что в доме Мухина была целая куча торговых и промышленных арендаторов, там постоянно существовало какое ни будь училище с целой кучей учеников, которые на переменках обязательно выходили на улицы покурить и набросать на улице вокруг дома окурков… Как таких же высот могли достичь один-два «вип-квартиранта» в доме о.Фёдора, мне трудно представить. Разница штрафов в 1 рубль из 6 возможных, говорит о том, что разница нарушений санитарии у их домов большой не была. …. Все найденные упоминания об отце Федоре, его житии, службах и доме на Никольской вписываются в исторический период 1880 по 1910 годов. Изменения за это время касаются лишь наименований учебных заведений, их адресов, и степени участия г-на Маляревского в их работе. Работа отца Федора в училищах перестала быть заметной в 1908 году. В этом году Городское училище переменило свой адрес на собственный дом №95 по Ткачевскому переулку, и законоучителем там стал отец Андрей. С 1908-го, кроме как в служителем в Казанской, отца Федора ростовские справочники ни как не вспоминают. И, наверное, последнее произошедшее в его жизни продвижение по карьерной лестнице – с 1908 г. он уже не просто священник, а настоятель Казанской церкви. Он стал Главным, т.е. протоиереем и теперь его больше не называют студентом….. Ещё раз о том же, другим взглядом: Я не хотел бы, что бы история которую я увидел в цепочке информации о нашем герое была лишь такой, с «прохиндиадинкой». В действительности мне не известны все его жизненные перипетии. Вспомним ещё раз, что самое раннее из обнаруженных (пока) упоминаний об нём относится к 1880-му году и как видно в хрониках, первая же попавшаяся запись о нём, сообщает как о «постоянном почётном члене» комитета по руководству Детским приютом г.Ростова на Дону. Всё могло быть, но думается, что можно предполагать, что священник появился в городской среде Ростова не безвестной личностью, а, к примеру, вернувшись с турецкой или другой, только, что закончившейся войны. Это лишь вариант, и очень может быть, были у него какие либо совсем другие заслуги, что бы стать в этом возрасте «почетным», но в любом случае, не каждому это дано. При поисках в интернете, фамилия Маляревских в хрониках 19 и начала 20-го века встречается неоднократно, и всегда это о священнослужителях и при том, приблизительно одного и того же периода времени. Они были и в столице Российской империи, и в Сибири (Тобольск), но вроде бы корни их всех ведут в Курскую губернию и Сибирь. Покажу один документ, связанный с именем Маляревского из Петроградской церкви, между прочим, кандидата богословия. Документ не в тему, но всё же очень интересный и необычно для нашего восприятия, исполненный. Связей по отчеству отца Федора пока не нашлось и, к сожалению, это пока ВСЁ, что касается личности нашего героя. Один из сегодняшних Маляревских, так же, имеющее отношение к церкви, общественно-значимое лицо, сказал, что к ростовскому отцу Фёдору он родственного отношения не имеет…. ……… Собственный адрес Федора Артемьевича в Ростове был всегда один. Казанская церковь начала своё существование в окончательно достроенном виде с 1860-го года. ЦПШ при ней появилась в 1872-м. Дожил (или доработал, да ушел на «заслуженный отдых»), отец Малеревский, похоже до 2-й половины 1910 года, т.к. в 11-м году в Казанской командовал тот самый Александр Романович Краснокутский. Фамилия Маляревского в этом году не встретилась ни где. Справочники не упоминают Федора Артемьевича ни в церкви, ни в школах, ни где вообще. Вполне вероятно и то, что он был ещё жив, только лишь отошёл от дел, т.к. «Книга оценки недвижимости» 1915 года его имя всё ещё показывает, как хозяина дома на Никольской. Также нет сведений о сдаче площадей дома под конторы, склады или магазины. Адрес его дома, вроде бы, больше ни где не фигурирует. Точная дата постройки дома так же пока не известна, нет сведений о его постройке или перестройке самим о.Фёдором или прежним хозяином дома, если таковой был. Ясно одно, что дом уже был в сегодняшнем виде в 1894 году. Изображение дома есть на исторических фото (открытки с фото, условно 1896…1902 годов). На панорамах города, снятых с высоты строящегося собора Александра Невского виден интересующий нас дом и другие, стоящие с ним рядом, а так же Казанская церковь. Здесь он почти в таком виде, каким мы его видим сегодня. Впрочем, деталей дома не рассмотреть – только очень длинная крыша. Но видно, и судя по её размеру можно понять – основная компоновка дома сохранилась. Дом, в самом деле, довольно длинный и в годы муниципализации, похоже, содержался как два отдельных: Левая половина Правая половина. Интерьеры подъезда дома довольно скромны. Постскриптум №1: На 1908 г., Казанская церковь. Каменная с такою же колокольней, построена в 1846 г. усердием прихожан. Освящена в 1849 г. Трёхпрестольная: Главный – во имя Казанской Божией матери, приделы: с правой стороны – во имя пророка Ильи, с левой – во имя св. Митрофания. В 1900 г. обнесена железной решёткой. Количество дворов в приходе – 188. Общее количество прихожан мужского пола – 770 (из них раскольников 16) и женского пола 741 (раскольников 18). Церковно-приходская школа на 10 мальчиков. Штат церкви – три священника, один дьяк и три псаломщика. Домов на подворье два – для школы и одиноких псаломщиков и сторожа». Постскриптум №2: Из реальной биографии отца Фёдора – Маляревского Ф.А. на 1908 год: «Настоятель Казанской церкви, Фёдор Артемьевич Маляревский, студент Екатеринославской Духовной Семинарии, вдов, от роду ему 65 лет, имеет замужнюю дочь Екатерину. Из имеющихся наград – Орден св. Анны 3-й степени с 1902 года, в сане с 1863 года, в Казанской церкви служит с 1871 года». Источники: личный архив, ДГПб, интернет | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (28.06.2014) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3510 | Комментарии: 12
| Теги: | |