[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Пробежал недавно в сетях слух о том, что наконец-то подписано распоряжение об учреждении музея города Ростов на Дону. Кое - где встречается даже такое настроение, что музей уже вот-вот будет открыт. Это несмотря даже на то, что и здание для него только определено, и материалы для наполнения его помещений ещё не подготовлены. Ну да не важно. Важен сам факт желания его создать, а открытие, понадеемся, ни куда не денется. Будем думать, что затяжка вопроса случилась лишь по причине недавнего карантина. Под музей отведено довольно необычное здание. С виду оно красиво, но не вычурно, снаружи кажется не очень большим, но внутри впечатление от него совсем другое. А находится здание в центре, хотя и не на самой проходной, Социалистической улице, что, впрочем, только хорошо, т.к. возможно, из-за наличия здесь музея, администрация будет вынуждена приложить свои усилия и по улучшению вида других зданий расположенных на этой улице. Как мы видим, пока «руки» ремонта, если говорить прямо, дошли лишь до Большой Садовой, Соборного, да отдельных, разбросанных в самых разных местах, «точечных» городских объектов. Теперь, глядишь, и «Социалка» похорошеет. И так, Социалистическая 77, бывший дом Шапошникова Ивана Мартыновича. Старый адрес дома по Никольской ул. №101. В материалах «Охранного обязательства» оно обозначено так: «Дом И.М.Шапошникова, в котором располагалась художественная школа, основанная А.С.Чиненовым». Не знаю, у кого как, но у меня лично всегда вызывало недоумение такое обоснование исторической ценности старых зданий. Нет слов, Андрей Семёнович Чиненов для своего времени был личностью выдающейся, но неужели только привязкой к этому имени есть необходимость сохранять такие дома, которые сами собой являют лицо истории нашего города, создают неповторимость образа старого Ростова? Увы, но, нисколько не умаляя достоинств этого человека, уверен, немногие из сегодняшних ростовчан скажут, кем был Чиненов, что он сделал для города и его жителей, но в оценке красоты и неповторимости здания, как творения человеческих рук, возраст которого уже давно перевалил за 100 лет, в своём большинстве, люди, всё-таки не откажут. Дому Шапошникова в этом году, по меньшей мере, 120 лет, а возможно и гораздо больше. Точную дату его постройки узнать не просто. Для этого необходимо «перелопатить» массу архивных материалов. Дело в том, что дом не обнаруживается в «Списках разрешений на ремонты и постройки» в ростовских «Ведомостях», но и найдись оно там, всё рано было бы сложно что-то понять. Ведь, здание входило в ансамбль всего сквозного имения с нынешней Шаумяна до Социалистической, №№74/ 77 (соответственно по старым адресам, Дмитриевская ул. 88/Никольская 101), и заметьте, адрес обозначен в первую очередь по улице Дмитриевской, т.е. оттуда был главный вход во двор имения, а потому по той же улице у всего имения в целом, была назначена единая оценка. Изучая «Книги оценки недвижимых имуществ», мы видим, что здесь, по обоим улицам, имение Шапошниковых, прослеживается ещё от 1882 г., но этапы роста имения видны не чётко - всё имение в целом в 1882 году отмечено лишь, как факт, без величины его оценки, в 1886 г. оно оценено городом в 4 тысячи руб., следующая известная оценка относится к 1894 году, и составляет она 6.900 руб. Явно, оно к этому году получило какие-то новые постройки, в 1900-м году оценка имения была изменена «по личному заявлению владельца», что говорит о том, что в эти годы с имением ничего не происходило, лишь сам владелец счел его недооцененным или переоцененным, но с этого года имение стало стоить в оценке 16.200 руб. и больше не менялась до самого конца. Несведущий читатель может не понять такого существенного изменения по личному заявлению. Нет, город не присваивал совсем заниженную оценку домам купца Шапошникова. В 1898 году происходила переоценка всех построек города в сторону увеличения вдвое, т.е., если во дворе за период с 1894 по 1898 год ни чего существенного не изменилось, то оценка имения могла быть на в этом году равна 13.800 руб. Промежуточные величины к 1900 году, к сожалению, нам не известны. И как видим, эта величина отличается от последних названых оценок на 2.400 руб. …. Вот и думай теперь, в каком же году было построено, конкретно это здание. Похоже, что до 1890 года, но когда точно, вопрос остаётся. Пройдёмся по дому будущего музея, благо такая возможность, в рамках ознакомительного посещения его, музейной комиссией (прошу прощения, если неправильно называю это сообщество), нам представилась. Автор этих строк попал сюда по приглашению одного из членов этой комиссии. Здание внутри, не то слово, что хорошо сохранилось. Оно великолепно, хотя в большинстве мест это великолепие скрыто. При входе в здание, после небольшого тамбура, нас встречает огромный вестибюль, перегороженный пополам в поздние годы. Об этом говорит половинка орнамента на его потолке. (теперь прошу меня простить за низкое качество почти всех фото этой серии - низкая освещённость, слабая батарея и собственный не высокий опыт фотографирования в таких условиях, сделали своё дело). Увы, вторая половинка орнамента нам, по-видимому, недоступна из-за наличия подвесного потолка. Я очень верю, что так оно и есть, иначе и первая, заметная его часть, наверняка была бы уже давно уничтожена. Поднимаемся по нескольким ступеням вверх и оказываемся на площадке перед входом в комнаты 1-го этажа и замечательной сохранности чугунной лестницей на 2-й этаж. Но ещё больше поражает своим видом потолок лестничной клетки Боюсь его переоценить. Я такие видел в живую, наверное, только в крымских дворцах Ливадии и Массандры, да ещё в Воронцовском. Кроме того, что он шикарно выполнен, он так же отлично и сохранён. Тут же забавное смешение эпох, что впрочем, не умаляет музейных свойств здания – лаковый искусственный витраж в окне. На моём плохом снимке его видно только как цветное пятно, но там и строительные башенные краны и трёхцветный российский флаг. Сами комнаты 2-х этажей ничего особенного собой не представляют. Комнаты, да и комнаты. Большие и маленькие. Большинство окон в них металлопластиковые. Говорят, одно из них на 2-м этаже сохранилось в полном оригинале в комплекте с бронзовой завёрткой створок, но мне не довелось его увидеть. Во всех (почти!!!) комнатах подвесные потолки, и поэтому что там творится, выше них, неизвестно. В двух комнатах здания предыдущими владельцами оставлены огромные и подробнейшие, городские ростовские планы. Но выходим на лестницу и проходим на 2-й этаж. Здесь комнат не очень много, и сразу видно, что в двух из них были, скорее всего, кабинеты приёмной и начальника учреждения, прежде занимавшего здание. Без комментариев, всё видно и так: Одна беда – все изразцы на зеркале печей покрыты толстым слоем белой краски, и это не считая того, что небольшая часть изразцов вовсе утрачена. К концу коридора 2-го этажа уже подумалось, «всё, заметные элементы старины закончились», но нет, сразу за углом порадовала своим видом небольшая форточка, (мелочь, а приятно), но ещё за одним углом начиналась лестница, ведущая на 3-й этаж… 3-й этаж, по сути, обжитой чердак здания. Комнатки здесь с замаскированными в некие укосины стропилами крыши. Впрочем, если Вы, уважаемый читатель, запомнили фасадный вид здания, Вы не могли не обратить внимания на пару угловых «башенок» на крыше. В них свой шарм. Полусумрачное помещение с одним окном, дающим даже в паре со светильником не очень много света, сделано в пирамидальных формах. Это были крышные окна фасадной стороны здания, но есть окна и на противоположной стороне. Они уже полноразмерны и дают нам картину всего, некогда Шапошниковского двора. Последний снимок выполнен через чрезмерно пыльное стекло, поэтому оно ещё и с матовым оттенком. В принципе, это всё. Дом осмотрен, дальше дело за проектировщиками и ремонтниками. Кем были автор проекта здания и строители, построившие эту красоту, сегодня не известно. Имя, скорее всего, единственного дореволюционного владельца здесь уже названо – Шапошников Иван Мартынович. В 1882 году владелицей дома была дама, Шапошникова Прасковья, возможно, мать Ивана Мартыновича. Кем они все были? Книга, «Гильдейский список ростовским н.Д. купцам» за 1886 год называет Ивана Мартыновича временным 2-й гильдии ростовским купцом, занимавшимся галантерейной торговлей. Детально проследить дела семейства не просто. Самым распространенным именем того времени было «Иван», а людей по фамилии Шапошников в Ростове и Нахичевани было несколько. Некоторые старые справочники, не прописывая имён своих персонажей полностью, вовсе ограничиваются одной буквой «И», подо что с легкостью подошел бы и Илья Шапошников, который так же «отметился» на страницах ростовской истории. Даже армянские купцы для лучшей адаптации в русском обществе называли себя русскими именами, и некоторые из них так же, называли себя именем Иван. Тем не менее, по нашему Ивану Мартыновичу, материал есть. Книги оценок недвижимости показывают нам ещё один адрес его владения – в 1899 году ему принадлежал, несохранившийся до наших дней, дом на Большой Садовой улице №47., а немногим раньше, в 1894 году этот же дом принадлежал довольно известному купеческому дуэту – Генч-Оглуев и Шапошников, то есть тот Шапошников, что показан в «Юбилейном историческом и художественном издании в память 300-летия царствования державного дома Романовых» изд. Гугеля, М. 1913 г.», как раз он и есть. Не раскрывает «Юбилейное издание …» единственную тонкость – в книге купеческих гильдий И.М.Шапошников показан христианином. По сути это ни чего не меняет, но вероятно, Иван Мартынович, это имя не настоящее. Он был армянином, о чём в первую очередь говорит имя его напарника, Генч-Оглуева Степана Фёдоровича, а фактически, Генч-Оглуянц Степаноса Аствацадуровича, а во вторую очередь имя его, вероятно, супруги, Шогокат Мануиловны, на которую был записан ещё один, довольно большой дом, на юго - западном углу перекрёстка Старо-Почтовой ул. и Таганрогского пр. Я не знаю всех тонкостей, для этого нужно много времени провести в ГАРО, но полагаю, он, уроженец армянского народа, армяно-григорианского исповедания, к 1886 году принял православие и окончательно русифицировал своё имя, вследствие чего в гильдейской книги и был впервые записан «временным купцом, христианином». Это даёт понимание разницы дат - торговый дом Шапошникова и Генч-Оглуева существовал с 1874 года. Всвязи с тем, что его напарник, Степан Фёдорович довольно давно ушел из жизни, Иван Мартынович, фактически был руководителем их Торгового Дома. Фирма была довольно крупной и организационно, состояла из нескольких отделов – парфюмерного, платьев, галантерейного, чулочного, а к 1914 г. в доме его супруги (?) на Почтовой улице, фирмой была организована фабрика белья «Стелла». Попытки узнать родословную Ивана Мартыновича, дали не много. В самых различных просмотренных исторических материалах встретился единственный человек с именем Мартын Егорович Шапошников. Это был мещанин, в 1875 г., член Сиротского Суда г. Нахичевани на Дону, а если полагать, что другой нахичеванец, Шапошников Минас Егорович, это настоящее имя Мартына Егоровича, то он же был и владельцем кирпичного завода на северных границах Нахичевани, основанного в 1873 г. с выпуском до 700 тысяч штук кирпича в год. Теперь опять вернёмся к дому на Социалистической. Это был, скорее всего, классический доходный дом. В 1913 годы здесь помимо хозяина дома, проживал некий Марус Лонгин Трофимович и Раймонд Григорий Константинович, управляющий Торгового Дома Трестера. По данным 1914 года, в нём так же проживал сам хозяин (полагаю для человека в возрасте, да и просто в силу личного владения домом, жил он не у земли и не на самом верху, на втором этаже), а кроме него, тот же Раймонд Г. К. (наверное, он проживал на 3-м этаже), а первый этаж дома занимал модный магазин Баландина А.М. и Гельберга Х.И. ВПЕРЕДИ БЫЛ 1917-й год… Что там произошло? Взрывали дом или был теракт в отношении кого-то лично, или неугомонные бандиты кого-то грабили, да обороняясь взорвали бомбу – не известно. В конкретно этой газете заметки о взрыве нет, а соседних с этим номером газет, нет ни в публичке, ни в моих электронных коллекциях … В отношении названной выше школы Андрея Семёновича Чиненова обнаруживается следующее: Он, член ростовского Общества Изящных Искусств, начав свою работу на ниве искусства ещё в 1870-х, в 1914 г. состоял преподавателем чистописания и рисования при ростовской казённой мужской гимназии и преподавателем рисования в женской ростовской Екатерининской гимназии. В том же году он заявил своё намерение основать собственную художественную (рисования и лепки), что и было поддержано градоначальником Ростова. Его школа сменила несколько адресов, продолжая работать в Ростове и после смены власти в 1920 году. Ростовские справочники 1925…28 годов, действительно, показывают расположение школы Чиненова в этом здании. А газета "Молот" в 1927 году даже поместила на одной из страниц свой репортаж о школе: Наконец, совсем напоследок, пара штрихов, которые нам добавляет предпоследняя картинка. Оказалось, время немного изменило наружный облик здания. Судя по ней, в здание раньше вели две двери. Они открывали путь в разные внутренние помещения. Левая, вероятнее всего запускала внутрь помещения магазинов 1-го этажа, правая, в само здание для жильцов и их домашних. Хотя, слов нет – они обе вели в единое помещение общего тамбура дома (см. здесь выше, фото «2). Кстати, дом симметричный, поэтому, вполне возможно, обе двери были предназначены для жильцов (вход и выход), а магазины могли иметь собственные входы в таких же арочных проёмах, но в левой части дома. Всё недосказанное, разумеется, требует дополнительных поисков. Сколько было входных дверей? Никто не знает, был ли у дома собственный подвал. Массивность трёхэтажного строения и потребность держать где-то уголь для печей, иметь разводку коммуникаций, вроде бы наводят на мысль о его необходимости, но современные бумаги говорят о ленточном фундаменте. Никто не знает, что там за подвесными потолками, … и т.д. и т.п. Хочется надеяться, что проект восстановления дома перед размещением в нём музея, будет сделан по настоящему, с проработкой всех возможных исследований и восстановлением деталей. п.с. - выражаю душевную благодарность своим хорошим знакомым, А.Сушкову и А.Харченко, без помощи которых этот материал бы не вышел и не был бы таки объёмным. ПРИПИСКА ИЗ 2023 ГОДА!!!: По записи в Ростовских "Ведомостях..." : 1895.05.19 – Шапошникову И.М. во 2-й части по Дмитриевской и Никольской ул. разрешена надстройка 3-го этажа на доме и 2-го этажа на флигеле. Вот она, дата после которой может быть сделан отсчет окончательной постройки того здания. Ранее эта газета не была в доступе, но нашлась и сразу найден ответ на самый интересный вопрос. Источники: Личные фото, ДГПб, личная коллекция, помощь друзей | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (29.09.2020) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 1886 | Комментарии: 3
| Теги: | |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||