[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Впервые свой прыжок с парашютом с воздушного шара Станислав Древницкий совершил в 1891 году в Варшаве (братья-воздухоплаватели были родом из тех мест), а дальше было множество городов Российской империи, встречавших отважного парашютиста страхом и сомнением, осуждением и недоверием, восторгом и ликованием. Младший брат, Юзеф Древницкий, сопровождал Станислава в его поездках, принимая активное участие в подготовке к полетам, а спустя год и сам совершил свой первый «свободный полет». Стоит сказать, что прыгали или, правильнее будет сказать, летали они на усовершенствованных парашютах собственной конструкции и были не просто «шоуменами», а настоящими энтузиастами воздухоплавания и парашютного спорта (не побоюсь применить этот термин). В 1894 году Станислав Древницкий даже издал небольшую брошюру «Программа аэростатического представления…», в которой уделил особое внимание развитию воздухоплавания, привел важные инженерные труды аэро-изобретателей и подчеркнул, что будущее все-таки не за воздушными шарами, а за крылатыми машинами с двигателями внутреннего сгорания.
Обложка брошюры С. Древницкого Исходя из собственного, полученного в полетах, опыта, опыта нелегкого, болезненного, сопряженного с постоянной угрозой жизни, аэронавты Древницкие постоянно меняли конструкцию своих парашютов. Они понимали, что парашют – это не забава на радость зрителю, а инструмент, способный спасти жизни не одному воздухоплавателю. Газетчики на перебой кричали, что рисковать жизнью ради денег – это безумие, и подобные полеты надо непременно запретить. Но, если подумать, публика, идущая посмотреть представление в надежде «не случится ли чего», не только давала заработать на жизнь парашютистам, но и в какой-то степени вкладывала свои денежки в развитие аэронавтики. Ведь деньги шли на реконструкцию и создание новых парашютов и воздушных шаров, а это было недешево. Схема полёта и прыжка Ю. Древницкого Братья иногда разъезжались по разным городам, каждый со своей программой, иногда выступали вместе. Весной 1894 года к команде Древницких присоединилась бесстрашная Мария Николини, грезившая аэронавтикой. Девушка смело совершала полет за полетом, рискуя жизнью. Турне 1895 года привело воздухоплавателей на юг России. Отработав программу в городе Николаев, братья вновь расстались. Юзеф Древницкий отправился в Харьков, а Станислав и Мария в Ростов-на-Дону. И вот уже ростовские газеты запестрили объявлениями о полёте женщины-воздухоплавательницы. Объявление из газеты «Приазовский край» от 11 июня 1895 г. Что же произошло в тот день, ростовская хроника до нас не донесла. Но попробуем разобраться, просмотрев препирательства свидетелей и участников событий на страницах «Приазовского края». Некто Пикквик, пытаясь выставить Станислава Древницкого, как невезучего и неумелого организатора, гневно восклицает: «…Это положительно какой-то «роковой человек»: большинство воздушных полетов, совершающихся при его участии, кончаются трагически – либо настоящей катастрофой, либо «чуть не катастрофой»… в том же нахичеванском Александровском саду и под руководством того же г. Древницкого, поднялась на шаре г-жа Николини и тоже дорого поплатилась. По крайней мере, до сих пор еще она, кажется, лечится в нашей городской больнице от последствий своего полета». Спустя несколько дней Станислав Древницкий написал письмо в редакцию «Приазовского края» с просьбой опубликовать его. В письме он ответил на обвинения г-на Пикквика. А о случае с Марией Николини добавил: «Что касается полета г-жи Николини, о котором также упоминает г. Пикквик, то по поводу его считаю нужным сказать следующее. При поднятии шара г-жа Николини оцарапала себе щеку о дерево и в этом состояли все «последствия» полета – последствия, как водится, настолько несерьезные, что она не прибегала ни к помощи врача, ни к помощи городской больницы». Таким образом, можно предположить, что поднятие шара состоялось, но Мария Николини при этом зацепилась за дерево и прыжок не получился. Что касается травм – возможно, они были не такие уж и незначительные. Но публика жаждет зрелищ. Двумя неделями ранее, 28 мая в Туле произошел неприятный инцидент. Там выступал брат Станислава Юзеф Древницкий с партнершей-аэронавткой, Ольгой Древницкой. Ольга была женой третьего брата Древницких, т.е. их невесткой. Полет в Туле не получился, воздухоплавательница упала с небольшой высоты. Среди зрителей, не получивших представления за свои деньги, начались беспорядки. Аэронавтам пришлось спасаться бегством. Газета «Приазовский край», 16 июня 1895 г. Наверное, Станиславу Древницкому с товарищами, находящимися в Ростове после двойной неудачи, и брата, и своей, было нелегко. Станиславу хотелось реабилитироваться. Повторить попытку полёта Марии Николини? Почему так не сделали? Ведь публика хотела именно этого – полёт женщины-аэронавта, и, если бы он получился, все остались бы довольны. Вот тут и возникает вопрос: не были ли травмы Марии на столько серьезны, что она просто не могла вновь прыгнуть? Лететь самому Древницкому? Но ростовчане ждали чего-то необычного, и вряд ли их бы это устроило, в лучшем случае на представление бы просто никто не пришел. Надо было придумать что-то интригующее. Через неделю после неудавшегося полета Марии Николини в «Приазовском крае» появилось новое объявление. На этот раз на воздушном шаре собирался лететь житель Ростова: Это сообщение конечно же подогрело зрительский интерес. Но, забегая вперед, скажу: Казимир Красинский вовсе не был ростовским жителем. Он был членом команды Станислава Древницкого, его учеником, который, не смотря на молодость, уже совершал полеты на шаре с парашютом. К подобному трюку братья Древницкие прибегали в 1894 году в Бердичеве. Сбор от полетов Станислава был тогда ничтожно мал, ему нечем было даже заплатить за билет, чтобы уехать. И, приехавший к брату Юзеф предложил эту коммерческую хитрость. Юзефа Древницкого в Бердичеве еще не знали, и он выступил в качестве «жителя Бердичева». Полет тогда удался на славу! Но в Ростове что-то пошло не так. И шар поднялся слишком высоко, и парашют понесло ветром, и, как предполагал позже Юзеф Древницкий, Казимир Красинский слишком рано отпустил стропы. Поняв, что будет падать в реку, он поспешил избавиться от парашюта, чтобы тот, намокнув, не утащил его под воду (а такие случаи бывали часто). Над водой очень сложно определить высоту. Казимир, к несчастью, не рассчитал, ошибся. Детали случившегося раскрываются в хронике газеты «Приазовский край, а также в заметке г-на Пикквика и письме С. Древницкого, опубликованных там же. Цитаты из них я уже приводила выше, а сейчас предлагаю их Вам целиком. «Приазовский край» от 20.06.1895 г. После трагедии Станислав Древницкий с Марией Николини выехали в Витебск на очередные полеты. Для Станислава эта поездка стала последней. В Витебске уже были расклеены афиши о полете женщины-аэронавтки. Публика готовилась к зрелищу. Однако, в день полета, 2 июля 1895 года, было объявлено, что Мария Николини не сможет лететь из-за болезни (не ростовские ли травмы тому виной?) и вместо нее собрался в полет Станислав Древницкий. Зрителям замена не понравилась, они шумели, нелестно комментировали происходящее. Не слушая просьбы не покидать своих мест, плотная толпа зевак топталась вокруг наполнявшегося воздухом шара, тем самым мешая подготовке к полету. Да и сам Станислав, как говорят очевидцы, был в этот день какой-то задумчивый и подавленный, возможно, ростовская катастрофа не отпускала его мысли. При взлете шар зацепился за шест, используемый при его наполнении, оболочка стала рваться, а воздухоплаватель, висевший под шаром на стропах парашюта, упал с высоты пятиэтажного дома. Чуть живым Станислава Древницкого внесли в павильон, но через несколько минут он скончался. Ему было всего 34 года. На счету у аэронавта было 124 полета. Юзеф Древницкий после гибели брата продолжил свои полеты. Он не просто летал, а продолжал совершенствовать парашюты и даже создал управляемый парашют, мечтал о парашюте, который бы крепился в шлеме воздухоплавателя, разработал парашют для аэроплана и собирался его испытать в авиационной школе в Севастополе, но так и не известно, удалось ли это Юзефу Древницкому. К сожалению, ни одно свое изобретение он не запатентовал. А пока аэронавт колесил по стране, испытывая на себе свои новинки, и в мае 1913 года добрался до Ростова-на-Дону. «Приазовский край», 14 июня 1913 г. Первый полет был объявлен на 14 мая 1913 года, в том же Александровском саду, откуда взлетал восемнадцать лет назад Казимир Красинский. Затем второй — на 16 мая. Но потом, в день, когда должен был состояться второй полет, была объявлена его новая дата — 19 мая. Возможно что-то случилось с шаром во время полета 14 мая или погода была неподходящей и всё отменилось. Объявления из газеты «Приазовский край» от 15 мая и 16 мая 1913 г. И, похоже, падкая на зрелища публика начала волноваться, как бы не отменили полет и в этот раз. Объявления изменили свой характер — в них появилась приписка «Полёт ни в коем случае не отменяется». «Южный телеграф», 19 мая 1913 г. Какой разговор состоялся у аэронавта с администрацией сада — можно только догадываться. И мне не верится, что Юзеф Древницкий рвался в небо, а дирекция сада его останавливала всеми силами. Каким бы бесстрашным энтузиастом ни был аэронавт, но, как профессионал, он понимал, что подниматься в ветреную погоду равносильно самоубийству. Скорей всего, на воздухоплавателя давили, даже, возможно, шантажировали деньгами. А деньги были ох, как нужны. Ведь, по сути, ему доставались не такие уж и большие суммы. Надо было заплатить аренду, организаторам, своим помощникам, расходы на «лётное» оборудование — а себе на необходимое — что останется. Чтобы не злить жаждущую толпу, не ссориться с ростовчанами, Юзеф Древницкий согласился лететь в ЛЮБОМ случае. Ну и, в конце концов, это было делом чести его, как аэронавта. Второй полет прошел весьма удачно, о чем сообщила газета «Утро Юга» от 20 мая 1913 г.: А 22 мая в «Приазовском крае» появилось объявление о новом предстоящем полете: «23 мая г. Древницкий предполагает совершить последний полёт в Александровском саду, а затем уезжает в Новочеркасск». Значит, Юзеф Древницкий несмотря на то, что второй полет объявляли последним, решился еще на один. «Южный телеграф», 23 мая 1913 г. Газета «Утро Юга» от 25 мая 1913 г. раскрывает нам подробности третьего ростовского полета Юзефа Древницкого: Был ли этот полет последним? Сомнение вызывает заметка, появившаяся в «Приазовском крае» 26 мая 1913 г.: «Третьего дня в 8 ½ вечера, в «Луна-парке» состоялся полёт аэронавта Ю. М. Древницкого. Несмотря на значительный ветер и давление воздуха, шар все-таки удалось наполнить теплым воздухом, и он поднялся с аэронавтом несколькими порывистыми движениями. Спустился г. Древницкий удачно». Выражение «третьего дня» подразумевает позавчерашний день, т.е. 24 мая. Да, могли ошибиться сотрудники редакции, но не совпадает время и подробности полета. А рекламы этого полета не было, т.к. 24 мая по какой-то причине не вышли в свет ростовские газеты, ни «Приазовский край», ни «Утро юга», ни «Южный телеграф». 23 числа еще не было известно о четвертом полете, видимо, решение о нем Древницкий принял после падения, а 25 мая событие уже состоялось. Далее путь отважного аэронавта лежал, как и сообщалось ранее, в Новочеркасск. Но Ростов всё еще был полон воспоминаниями о прошедших полётных днях. И любое упоминание о воздушном шаре у ростовцев ассоциировалось с Древницким. Возможно, по этой причине сад Буфф, рекламируя своё очередное зрелище сделал пометку «без Древницкого»: «Южный телеграф», 26 мая 1913 г. Наверное, опасались вызвать недовольство публики, которая, посчитав, что на шаре будет лететь Ю. Древницкий, почувствует себя обманутой и учинит беспорядки, как это было в Туле. Тем временем уже появились сообщения о предстоящих новочеркасских полётах. «Утро Юга» 31 мая извещало: «2 и 3 июня в помещении городского клуба состоятся полёты г. Древицкого на аэроплане». Тут, конечно, газетчики дали маху, и в фамилии ошиблись, и «пересадили» аэронавта на аэроплан. Городской клуб, Новочеркасск. Далее, по словам корреспондентов «Приазовского края», события развивались следующим образом: «В первый день, 2 июня, почти всё время шел дождь и полёт пришлось отменить. 3 июня, к 7 часам вечера, в городской клуб, откуда должен был лететь г. Древницкий, собралась масса народа. Шар наполнялся газом довольно медленно. Наконец, в 9 часу всё было готово. Спущенный шар быстро поднялся вместе с Древницким. Пролетая мимо стены манежа юнкерского училища, летчик сильно ударился бёдрами и ногами о стену. Толпа дрогнула. Однако, г. Древницкий поднялся высоко над городом и благополучно спустился на Колодезной улице. Возвратился он в клуб прихрамывая, равнодушно заявив, что ушибы не так сильны, как предполагала публика». Юзефа Древницкого снова ждал Ростов-на-Дону. На этот раз планировались полёты из сада Буфф. Теперь дирекция сада смело указывала на своих афишах имя Юзефа Маврикиевича Древницкого. Объявление из газеты «Утро Юга» от 11 июня 1913 г. Несмртря на то, что то же самое издание «Утро Юга» 12 июня анонсировало уже второй полёт Ю. Древницкого, ни одна из местных газет не сообщала, как же прошли эти полёты. «Утро Юга» от 12 июня 1913 г. И только лишь 16 июня в «Утро Юга» промелькнуло буквально одно предложение: «Предполагавшиеся в Ростове полёты Ю. М. Древницкого, в следствие болезни лётчика отменены». Может быть травмы ног, полученные в Новочеркасске, дали о себе знать, и воздухоплаватель не рискнул подняться над землёй. А газета с объявлением о втором полёте была свёрстана еще до того, как оказалось, что и первого полёта не состоялось. Больше в Ростов Юзеф Древницкий не приезжал. Подлечившись, в августе он уже летал в Нижнем Новгороде, где с ним случилась крупная авария. Из-за ветра, запутавшись в телеграфных проводах, аэронавт упал. В результате – перелом берцовой кости, сильные ушибы и ссадины. В октябре Ю. Древницкий снова отправился в полёт в Вильне. Затем были другие российские города и другие полёты. Но после 1915 года Юзеф Маврикиевич уже не летал. За всю свою жизнь он получил множество травм и увечий, не раз у него бывало сотрясение мозга, и здоровье воздухоплавателя становилось хуже с каждым годом. В 1917 году Юзеф Маврикиевич Древницкий умер в Москве в Сухаревской больнице, в психиатрическом отделении, ему было всего 49 лет. Достоверно известных полетов Юзефа Древницкого насчиталось 174 (153 из них закончились прыжком с парашютом), но это не окончательная цифра. И напоследок хочу, чтобы Вы вгляделись в лица этих отважных воздухоплавателей. Долго считалось, что не сохранилось фото этих аэронавтов, но не так давно в сети всплыл снимок с их изображением. Аэронавты-парашютисты Древницкие: Юзеф, Ольга и Станислав. © Елена Студеникина В статье использовались следующие источники: - Журнал «Наука и жизнь», № 2, 1973 г. - Журнал «Техника молодежи», № 1, 2010 г. - Отважные аэронавты (narod2.ru) - Донская электронная библиотека - https://pastvu.com - https://dzen.ru P.S. Когда материал уже почти был готов, я, наконец, получила заказанную книгу Геннадия Черненко «По следам отважных аэронавтов», она рассказывает о жизни Братьев Древницких. Г. Черненко более 50 лет собирал информацию об аэронавтах. В течение этих десятилетий в различных журналах публиковались его статьи, вошедшие позже в книгу. В источниках я указала ссылку на одно из изданий этого труда (опубликовано на Народ2.ру). Полученная мной книга издана в 2012 году, и в ней гораздо больше фактов, историй и фотографий. Очень рекомендую! К сожалению, Ростов в ней представлен только трагедией Казимира Красинского. Поэтому о ростовских полётах осталось еще множество вопросов и неясностей. А спросить теперь не у кого – в 2017 году Геннадия Черненко, автора книги, не стало. Светлая ему Память и благодарность за проделанную работу! За то, что не дал кануть в лету именам героев, стоявших у истоков покорения неба. | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Selena (07.09.2024) | Автор: Елена Студеникина | |
Просмотров: 263 | Комментарии: 6
| Теги: | |
Всего комментариев: 6 | |||||
| |||||