[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Наши путешествия » Дальние дороги |
Мне кажется, я уже когда-то описывал эту историю, а в просторечии, анекдот, но не могу вновь этого не сделать. Он здесь будет очень уместен: СССР. Приезжает партийный аппаратчик в один из райкомов в глубинке. Заходит, а там ни кого. Ходит по коридорам, растерялся уже, да встретил здешнюю уборщицу. Спрашивает бабульку – «А где же все?». - «Так в охотничьем домике, же в лесу». - «Почему? Что они там делают?» -«Знамо, что. Я им целую неделю самогонку варила!» Загрустил партдеятель и уже сам с собой вслух – «Давно считал, что менять здесь нужно аппарат». А бабулька ему вторит: «Вот-вот. И я говорю секретарю - Закажите новый. Что же это за аппарат, что варит так долго». Не с этого я хотел, было, начинать свой рассказ о выпавшей мне на праздничные дни мая, поездке в город Нижний Новгород. Но такова уж наша стремительная жизнь… По возвращении домой сталкиваюсь и с нашим сообщением о штукатурке - раскраске интереснейшего исторического объекта города, фабрике Чурилина и об уже свершившейся в первые же дни после 1 Мая полной безвозвратной утрате дома - «Биллиардной» (Шаумяна 41). Время в Ростове скоротечно. Под надуманным футбольным предлогом у нас продолжают свершаться самые неприглядные дела. Кстати, вот уже год, как точно так же, после майских выходных быстренько начата была разборка «никуда не годного» здания ростовской студии документальных фильмов. Вот опять, «ни куда негодное» здание биллиардной так же точно исчезло, как прошлогодний снег. Интересно. Дом был довольно популярным объектом и у многих сохранилась масса его фотоснимков. Вот мои кадры: Кто ни будь может показать на них наличие страшных признаков опасного саморазрушения? Дом абсолютно нормального состояния. Лишь две не страшные трещины над входной дверью. Город уже делал ремонты гораздо более серьёзных повреждений на домах. Как в одной из киносказок советского времени в словах волка звучало в отношении козлёнка (кажется), «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Кто может это назвать нормальным? И причём, скажите, здесь предстоящий, лично мне уже ненавистный, футбол? Что это за маниакальное стремление, как можно быстрее и в больших объёмах переломать в городе всё, не согласующееся с понятием красоты отдельных чиновников? Фабрика Чурилина. Относительно недавно, в статье, посвященной «ростовчанам», купцам Мюнх и Неефф, я размещал фотографию на краю которой виден край здания фабрики. Вот увеличенный фрагмент этой картинки. Полиграфия нам не даёт увидеть, был ли оштукатурен фасад здания в 1906 году, хотя, как мне кажется, это было можно видеть и до недавних времён вполне уверенно и без старых фото. А на историческом кадре мы видим, что отделка здания заключалась, похоже, лишь в отбеливании оконных контуров и нижних кирпичных рамок под окнами, да установке жалюзи на окнах. Впрочем, это уже не украшательство, а необходимость. Я, конечно же, не первый, кто узнал о её «украшательстве», да и не столь я силён, что бы самому поднять общественность на протест против происходящего. До этого уже стали то там, то здесь, звучать разного рода реплики по её поводу. Хотя, всё равно это уже вдогонку… Я был приглашен одним из своих знакомых к месту события, куда прибыла группа радиожурналистов и представителей некоторых организаций, организующих и проводящих эти, с позволения сказать, «капремонты», а так же ростовской секции ВООПИК. Разговоров и дискуссий-междусобойчиков там было достаточно много. Аргументы сторон сходились приблизительно, к следующему: 1. Исполнитель работ утверждает, что на стенах с явными дефектами лицевого фасада (трещины, выбоины или отсутствие отдельных кирпичных элементов) ничего более не остаётся делать, кроме замазывания поверхности штукатуркой; 2. Фондодержатель - организация, оплачивающая ремонты его поддерживает, говоря, что любые другие действия, как-то: закладка пустующих мест другим кирпичом, а тем более, выбивка повреждённого кирпича из трещин и опять же, заполнение утрат целым кирпичом, это уже граничит с нецелевым расходом средств, и тем более с превышением сметных расходов; 3. Администрация г. Ростова н.Д. (её здесь не было). Она, оказывается, ещё чуть не пол года назад издала постановление с описанием видов работ, которые требовалось выполнять по тем или другим адресам города. Весь список домов – таблица до 2-х печатных страниц. Против каждого из адресов, которые решено «приукрасить» стоят коды, расшифровка которых, это ещё один лист текста. Так вот, по поводу бывшей фабрики г-на Чурилина основной работой там значится, как я понял, окраска стен «под кирпич» с цветовой расшивкой по швам кирпичной кладки. Не знаю, кому как, по мне, такой вид декора – абсолютная бессмыслица. Но это лишь дело моего вкуса. Строитель же, не выполнил даже этой работы, пойдя совсем по другому пути, кстати, более дорогому. А на счет утрат кирпича и трещин на фасаде – где они здесь? И главные выводы, что я сам для себя сделал и что поняли мы все, кто стоял по «эту сторону» горе - ремонта корпусов бывшего предприятия: 1. Существующий список памятников архитектуры города очень и очень скуден. В нём нет, практически, ни одного здания построенного и использовавшегося, как промышленное предприятие. А ведь город на них хотя бы немного, но богат. Это, кроме фабрики Чурилина, бывшие писчебумажная на Б.Садовой 1, бывшая мельница Гуревича на Братском пер., бывшие помещения завода Д.А. Пастухова (вероятно) корпуса механического и литейного завода инженера П.И. Лимарева. Наконец, всем известные, т.н. парамоновские амбары. Подумать, можно ещё что-то назвать, но будет ли толк? 2. В изначальный список памятников (1997 года) было включено достаточно много достойных адресов, но со временем, огромная их часть была выведена из списка. Опять, скорее всего, проклятый денежный вопрос или амбиции хапуг – строителей, захотевших выхватить себе стройплощадку в месте «пожирнее» и их поддержка чиновниками, имеющими в этом свой собственный интерес; 3. Главное – те кто сегодня обличён властью распоряжаться судьбами городских построек, скорее всего попросту, не являются городскими патриотами. Это они составляют реестры только удобных себе памятников (а будь их воля, и эти списки бы сократили до нуля), это они составляют планы капремонта, там, где нужно делать планы реконструкции, это они могут позволить себе дать указание покрасить красивое кирпичное здание «под кирпич», это им всё равно, живое оно, как должно быть, или замазанное или как либо иначе, спрятанное от глаз. У нас, кстати, есть примеры и такого рода. Чем бы отреставрировать весьма солидное бывшее здание мельницы на Братском, его просто стыдливо спрятали в саван. А сколько ещё подобных саванов мы уже долго видим по городу. «Парамоновские» уже достоялись под ними. Достоялись, дом Рындзюна, огромное здание на углу Б.Садовой и Крепостного, … А если ещё вспомнить про целый массив домов из исторического центра, уже отселённых или получивших тех, чьи жители только получили уведомления о предстоящем выселении… Вот тут и вот тут и вспоминаются слова партаппаратчика из анекдота про смену аппарата. Только реально меняется, лишь очередной аппарат из уст бабульки-уборщицы. Почему я начал словами о Нижнем Новгороде? Всё просто. В нём та же напасть – футбол 2018. На окраине города не спеша строится огромное сооружение стадиона. Но вот дела! – в городе это событие я не мог бы оценить как беду для города. В городе идёт крупное строительство, но это совершенно не касается исторического центра. Центр полностью сохраняется в первозданном виде и ни какие строители-маньяки его не крушат и не штукатурят. Самые центральные, пешеходные улицы уже давно приобрели помпезный вид, даже не в пример Ростову – яркие и броские. Это город-музей. Здесь очень много и безымянных двух и одно-этажных деревянных домов с чрезмерно красиво – изрезанными наличниками окон, длинными полотенцами орнаментов вдоль всего дома над или под окнами. Практически на каждом доме на больших улицах установлена памятная досточка с описанием хроник этого дома. Чьё, когда встроено, кто проживал или занимал. И современные строители, ни как не в пример нашим, изготовителям стекло-бетонных «кубиков». Посмотрите на вот этот дом. Кто может уверенно сказать, сколько ему лет? Не мучайтесь. Это постройка с окончанием работ последних месяцев. Шагнув на квартал – два от главной улицы мы попадаем на улицы в стиле наших улиц Социалистической или Станиславского. Там история почти не тронута рукой самодеятельного архитектора-реставратора. Часто встречаются дома в стиле наших каменных на первом этаже, деревянных, оштукатуренных на втором. Откуда мне известно про оштукатуренность вторых этажей – а просто в условиях здешней повышенной влажности, штукатурка на некоторых из них уже частично осыпается. И места эти порой очень крупные. Но паники по этому поводу ни какой не ощущается. Дома стоят и ни кто их не отселяет под разрушение под лозунгами футбола и прочих катаклизмов. Дома просто ждут своей очереди ремонтов и реставрации. Некоторым уже повезло, их приобрели серьёзные люди, проведшие ремонты собственных особняков ни как не в стиле наружного оштукатуривания т.н. «короедом». Кстати, ростовские любители «короеда» (кто не владеет термином – это такой вид штукатурки, что покрывает стену миниатюрными «корявыми» ямочками, как бы, сглаживая общий вид плоскости стены, не смотря на её неровности) или не хотят думать об этом или делают такой микрорельеф умышленно, резервируя себе право на повторные работы по всем «отделанным фасадам». Весь дом отделанный по системе короеда является местом сосредоточения в этих углублениях пыли и грязи, после чего, надо понимать, через год-два город станет безумно грязным с виду…. Более того. В Н.Новгороде организован музей в стиле Кижей. Довольно большой кусок территории выделен под т.н. «Щелоковский хутор», куда свезены из окрестных городков и деревень вообще древние домики и церковки. На табличках повсеместно проставлен то 19-й, то даже 18-й век. При этом музее существует реставрационная мастерская, которая продлевает жизнь этим чудесам истории. Вот Вам, уважаемый читатель, и сравнение. Два города, оба из которых поставлены в «необходимость» строительства стадионов, а значит, в совершенно равные условия, и с таким различным отношением к своему Дому. «Да, действительно, аппарат давно нужно менять». п.с. После Нижегородской поездки у меня осталась масса интересных впечатлений, в т.ч. и связывающих наши города в общее историческое полотно. Но об этом мне придётся писать уже в других материалах, более целевых и не столь мрачных, как этот. Источники: личный архив | |
Категория: Дальние дороги | Добавил: Alex272 (14.05.2016) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2318 | Комментарии: 3
| Теги: | |